Наверное, можно было бы списать всё на рыночные отношения, в рамках которых цена и качество продукта (услуги) являются ключевыми для потребителей (не случайно впервые тема качества услуг в медицине начала развиваться в США в 1970-х годах). Но неужели в СССР это самое качество были на каком-то более низком уровне? Если вспомнить историю, то в Союзе за нарушение ГОСТов организаторы того или иного процесса серьёзно наказывались, а несоответствующая продукция вообще не могла покинуть пределы предприятия. Что же касается качества медицинской помощи, то и ему тогда уделялось более чем пристальное внимание.
Чтобы не быть голословным , предлагаю маленький исторический экскурс.
В Законе РСФСР от 29.07.1971 «О здравоохранении» от 29 июля 1971 года о качестве медицинской помощи упоминается дважды – в статье 5 и статье 8. Позволю себе их процитировать.
Статья 5. Основы организации здравоохранения в РСФСР
Охрана здоровья населения в РСФСР обеспечивается системой социально — экономических и медико — санитарных мер и осуществляется путем:
5) бесплатного удовлетворения потребностей населения во всех видах медицинской помощи, повышения качества и культуры медицинской помощи; постепенного расширения диспансерного наблюдения; развития специализированной медицинской помощи (…)
Статья 8. Руководство здравоохранением в РСФСР
Министерство здравоохранения СССР, Министерство здравоохранения РСФСР, министерства здравоохранения автономных республик, их органы несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие здравоохранения, медицинской науки и за качество оказываемой населению медицинской помощи.
С развалом Союза ситуация стала меняться, и тема качества медпомощи зазвучала в законах громче. Например, в принятых в 1993 г. «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» о качестве упоминается 6 раз. В Законе Об основах охраны здоровья граждан» 2011 года – уже 11. При этом многим было не совсем понятно, почему этот термин «расплодился» в таком количестве и зачем это было нужно. Ведь медицинская помощь оказывалась и ранее и результаты были не хуже современных! Впрочем, ответ на этот вопрос есть. Как правило, любой нормативный акт создаётся на основе некоторых научных расчётов, которые впоследствии облекаются в «бюрократическую» форму. Акцент на «качестве», как уже говорилось – по всей видимости не что иное, как результат рыночных реформ, когда качество услуги и её цена в любом случае ставятся «во главу угла», видимо наука должна исполнять «заказ» рыночных реформаторов.
В настоящее время в РФ система оценки качества медицинской помощи вроде бы сформирована. Но при этом она постоянно подвергается резкой критике как со стороны медицинских работников, так и со стороны крупных чиновников (особенно отличаются Т. Голикова и В. Матвиенко). Почему? Ответ прост. И те и другие хотят видеть результаты этой оценки, а именно некую положительную динамику в улучшении т.н. качества. На практике же ничего подобного не происходит. Система изначально организована таким образом, что повышение качества медицинских услуг только декларируется, а фактически остаётся неизменным. Более того, в ситуации, когда медучреждение или медработника штрафуют, оно и вовсе может снижаться!
Фактически на данный момент в РФ условия предоставления качественной медицинской помощи озвучены в ст. 37 Закона «Об основах охраны здоровья граждан». В этой статье медицинская помощь оказывается на основе стандартов и безусловном исполнении порядков. Кроме того, страховые организации, делая выводы в своих экспертных заключениях, опираются также на клинические рекомендации.
О о клинических рекомендациях в 323-ФЗ говорится дважды:
Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи
- Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками
- Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают, в том числе с учетом результатов клинической апробации, и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
Что касается стандартов, то по ним интересную позицию можно найти медицинской на официальном сайте Минздрава. По мнению пресс-службы МЗ РФ, стандарты не могут использоваться лечащим врачом: это документы, используемые организаторами здравоохранения для планирования и экономических расчетов, в частности при подготовке программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи»!
Итак, получается, что оглашаются вроде благородные цели и задачи, а фактически ситуация остаётся неизменной либо вообще деградирует. Если взять за основу постулат «практика — критерий истины», мы увидим, что качество медицинской помощи не улучшается, как отчитываются страховщики. Из всего сказанного выше становится понятно, что всерьёз вопросом о том, для чего вообще нужен термин «качество медицинской помощи», наши законодатели до сих пор не занимались. Серьёзной разработки этой темы, впоследствии стройно изложенной в том или ином нормативном акте, на сегодняшний день нет. И поэтому любые заявления, от кого бы они не исходили (политики, рядовые чиновники и прочие), на тему качества медицинской помощи являются не больше чем самопиаром с целью увеличения своего политического рейтинга.
Автор: врач Александр Семашко
Наверное, можно было бы списать всё на рыночные отношения, в рамках которых цена и качество продукта (услуги) являются ключевыми для потребителей (не случайно впервые тема качества услуг в медицине начала развиваться в США в 1970-х годах). Но неужели в СССР это самое качество были на каком-то более низком уровне? Если вспомнить историю, то в Союзе за нарушение ГОСТов организаторы того или иного процесса серьёзно наказывались, а несоответствующая продукция вообще не могла покинуть пределы предприятия. Что же касается качества медицинской помощи, то и ему тогда уделялось более чем пристальное внимание.
Чтобы не быть голословным , предлагаю маленький исторический экскурс.
В Законе РСФСР от 29.07.1971 «О здравоохранении» от 29 июля 1971 года о качестве медицинской помощи упоминается дважды – в статье 5 и статье 8. Позволю себе их процитировать.
Статья 5. Основы организации здравоохранения в РСФСР
Охрана здоровья населения в РСФСР обеспечивается системой социально — экономических и медико — санитарных мер и осуществляется путем:
5) бесплатного удовлетворения потребностей населения во всех видах медицинской помощи, повышения качества и культуры медицинской помощи; постепенного расширения диспансерного наблюдения; развития специализированной медицинской помощи (…)
Статья 8. Руководство здравоохранением в РСФСР
Министерство здравоохранения СССР, Министерство здравоохранения РСФСР, министерства здравоохранения автономных республик, их органы несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие здравоохранения, медицинской науки и за качество оказываемой населению медицинской помощи.
С развалом Союза ситуация стала меняться, и тема качества медпомощи зазвучала в законах громче. Например, в принятых в 1993 г. «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» о качестве упоминается 6 раз. В Законе Об основах охраны здоровья граждан» 2011 года – уже 11. При этом многим было не совсем понятно, почему этот термин «расплодился» в таком количестве и зачем это было нужно. Ведь медицинская помощь оказывалась и ранее и результаты были не хуже современных! Впрочем, ответ на этот вопрос есть. Как правило, любой нормативный акт создаётся на основе некоторых научных расчётов, которые впоследствии облекаются в «бюрократическую» форму. Акцент на «качестве», как уже говорилось – по всей видимости не что иное, как результат рыночных реформ, когда качество услуги и её цена в любом случае ставятся «во главу угла», видимо наука должна исполнять «заказ» рыночных реформаторов.
В настоящее время в РФ система оценки качества медицинской помощи вроде бы сформирована. Но при этом она постоянно подвергается резкой критике как со стороны медицинских работников, так и со стороны крупных чиновников (особенно отличаются Т. Голикова и В. Матвиенко). Почему? Ответ прост. И те и другие хотят видеть результаты этой оценки, а именно некую положительную динамику в улучшении т.н. качества. На практике же ничего подобного не происходит. Система изначально организована таким образом, что повышение качества медицинских услуг только декларируется, а фактически остаётся неизменным. Более того, в ситуации, когда медучреждение или медработника штрафуют, оно и вовсе может снижаться!
Фактически на данный момент в РФ условия предоставления качественной медицинской помощи озвучены в ст. 37 Закона «Об основах охраны здоровья граждан». В этой статье медицинская помощь оказывается на основе стандартов и безусловном исполнении порядков. Кроме того, страховые организации, делая выводы в своих экспертных заключениях, опираются также на клинические рекомендации.
О о клинических рекомендациях в 323-ФЗ говорится дважды:
Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи
- Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками
- Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают, в том числе с учетом результатов клинической апробации, и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
Что касается стандартов, то по ним интересную позицию можно найти медицинской на официальном сайте Минздрава. По мнению пресс-службы МЗ РФ, стандарты не могут использоваться лечащим врачом: это документы, используемые организаторами здравоохранения для планирования и экономических расчетов, в частности при подготовке программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи»!
Итак, получается, что оглашаются вроде благородные цели и задачи, а фактически ситуация остаётся неизменной либо вообще деградирует. Если взять за основу постулат «практика — критерий истины», мы увидим, что качество медицинской помощи не улучшается, как отчитываются страховщики. Из всего сказанного выше становится понятно, что всерьёз вопросом о том, для чего вообще нужен термин «качество медицинской помощи», наши законодатели до сих пор не занимались. Серьёзной разработки этой темы, впоследствии стройно изложенной в том или ином нормативном акте, на сегодняшний день нет. И поэтому любые заявления, от кого бы они не исходили (политики, рядовые чиновники и прочие), на тему качества медицинской помощи являются не больше чем самопиаром с целью увеличения своего политического рейтинга.
Автор: врач Александр Семашко