Руководитель территориального фонда ОМС Свердловской области Валерий Шелякин прокомментировал схему оплаты телемедицинских консультаций за счет ОМС. По его мнению, телеконсультации должны оплачиваться отдельным тарифом, а не включаться в подушевой норматив финансирования поликлиник. Такая позиция идет в разрез с обновленными методическими рекомендациями ФФОМС.
«Мы считаем, что телеконсультация – пока малоизученная для регионов технология, она пока в стадии становления, и на этапе внедрения должна оплачиваться отдельно, как раз [таким образом. – Vademecum] стимулируем лечебные учреждения к ее применению», – сказал Валерий Шелякин, выступая на Телемедфоруме 2021 в «Сколково» 3 декабря.
В Минздраве РФ и ФФОМС, в свою очередь, в методических рекомендациях по оплате медпомощи ОМС (с 2020 года) и в рекомендациях по телемедицине от 2021 года включили оплату такой медпомощи в амбулаторном звене в состав подушевого норматива финансирования, в стационарах – в состав КСГ, при помощи введения повышающего коэффициента.
В ведомствах уверены, что именно такая схема поможет организациям с прикрепившимся населением нарастить объем телемедицины, поскольку, согласно методрекомендациям, чем выше доля оказанной в клинике медпомощи с применением телемедицинских услуг, тем больше средств по подушевому нормативу получит организация. А именно: при увеличении доли телемедицинских консультаций на 1% повышающий коэффициент к нормативу увеличивается на 0,01.
Согласно тарифному соглашению в Свердловской области, в подушевой норматив на прикрепившихся лиц включаются только повторные телемедицинские приемы при дистанционном взаимодействии пациентов с врачами, а также приемы внутри одной медорганизации. Взаимодействие «врач-пациент» в регионе оценивается от 481 рубля за случай, во столько же оценивается общение «врач-врач» для принимающей стороны и в 328 рублей для инициатора.
Подобным образом тарифы на телемедицину установили соседние субъекты – в Пермском крае ценник начинается от 331 рубля, в Кировской области – от 160 рублей за консультацию.
До 2020 года онлайн-консультации в Федеральном фонде ОМС советовали оплачивать именно за услугу, но затем рекомендации изменились. Возглавившая в апреле 2020 года фонд Елена Чернякова говорила, что в этом вопросе «есть повод для дискуссии», но выступила противником практики, когда организации часть телеконсультаций отдают на аутсорсинг по отдельному тарифу, а не проводят сами в пределах «подушевика».
«У нас есть сейчас прецеденты, когда телемедицинские консультации привлекают внешние медицинские организации, объем их нарастает, подушевик сокращается, и возникают трудности у первичного звена. Средств, оставшихся в подушевике, может не хватать на финансово-хозяйственную деятельность самой поликлиники», – поясняла она.
В Свердловской области, сообщил Валерий Шелякин, на телемедицину в 2021 году по прогнозу уйдет только 56,3 млн рублей из средств ОМС – в том числе на 38,4 тысячи консультаций «врач-врач» и 16,7 тысячи – «врач-пациент».
По оценкам дочерней компании ВЭБ.РФ VEB Ventures, объем российского телемедицинского рынка в 2019 году составил 1,5 млрд рублей, а к 2025 году он может вырасти до 96 млрд рублей. Помимо ОМС и личных средств граждан, телеконсультации и консилиумы подведомственных медцентров и НМИЦ оплачиваются за счет федерального бюджета.
Масштабное освоение телемедицины в России началось в 2017 году, когда в № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан» включили статью 36.2, предусматривающую возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, а также дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента.