Аналитики RNC Pharma сообщили, что суммарная доля e-com в российской фармрознице по итогам I квартала 2022 года достигла абсолютного исторического рекорда 16,2%. Общий объем онлайн-продаж и бронирования продукции аптечного ассортимента составил 78,4 млрд руб.
Общий объем онлайн-продаж и бронирования продукции аптечного ассортимента (лекарственные препараты и парафармацевтика) в России по итогам I квартала 2022 года составил 78,4 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Рублевая динамика продаж относительно аналогичного периода прошлого года была зафиксирована на уровне 69,6%. По итогам 2021 года прирост достигал величины 52,7%. С одной стороны, темпы развития e-com-сегмента растут. Однако если в прошлом году динамика онлайн-канала почти на порядок опережала соответствующие показатели в офлайне, то сейчас речь идет только о двукратном опережении. Традиционный канал фармрозницы по итогам анализируемого периода показал прирост на уровне 32,4%, сообщили аналитики RNC Pharma.
В марте розница столкнулась с ажиотажным спросом и тотальным дефицитом ликвидности на рынке. Как отмечают аналитики, это не могло не отразиться на деятельности e-com-сегмента. Однако при этом добавляют, что онлайн технически уже близок к потолку своего развития в рамках существующих ограничений на продажу рецептурного ассортимента. Причем вопрос не только в прямом выпадении значительной части выручки, но и в невозможности полноценного запуска системы доставки, поскольку экономика процесса оправдана только от определенной суммы заказа, а в условиях искусственного ограничения ассортимента в онлайн рост среднего чека естественно ограничен.
Тем не менее, в I квартале 2022 года доля e-com-канала в общем объеме розницы, включая продажи парафармацевтики, продолжила расти и достигла 16,2%. Суммарная выручка организаций, вошедших в ТОР20, за период достигла 67,4 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Сейчас крупнейшие компании объединяют 86% от общего объема операций сегмента электронной торговли. При этом относительно результатов прошлого года отмечаются некоторые тенденции концентрации, доля топовых компаний выросла на 0,5%. Масштаб бизнеса важен для возможностей развития, особенно в ситуации дефицита ликвидности на рынке. Аналитики с большой долей уверенности заявляют, что до конца текущего года данная ситуация будет только усугубляться.
Позиции участников рейтинга в рамках первой тройки не изменились. По-прежнему абсолютным лидером выступает «Аптека.ру»: по состоянию на 1 апреля организация объединяла порядка 24,1 тыс. аптечных учреждений и с точки зрения рыночной доли более чем в три раза опережает ближайших преследователей сегмента e-com. Правда, с точки зрения динамики продаж лидер растет заметно медленнее средних отраслевых показателей, а также кратно отстает от конкурентов. Однако позиции компании в топе в ближайшие несколько лет едва ли что-то угрожает.
«ЗдравСити» как наиболее близкий с точки зрения бизнес-модели конкурент по итогам анализируемого периода расположился на четвертом месте. С точки зрения количественного состава организация несколько отстает от лидера — компания объединяет 20,2 тыс. точек. При этом игрок — один из лидеров за период с точки зрения динамики: относительно I квартала 2021 года выручка выросла в 2,6 раза. Абсолютным лидером по показателю прироста продаж стала «Ригла», за год компания увеличила объем операций в e-com в 2,7 раза. Сопоставимыми темпами наращивают оборот самарская «Вита» (рост в 2,6 раза) и «Еаптека» (в 2,3 раза).
Пример отрицательной динамики среди топовых компаний был только один — на 6% сократился объем операций «Имплозии». Не очень хорошо чувствовал себя также онлайн-проект «АСНА». Здесь динамика зафиксирована на уровне 5%, но учитывая, что это почти в 14 раз ниже среднеотраслевой динамики, записывать этот период себе в актив сложно, отмечают аналитики.
ТОР20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн-сервисы по итогам I квартала 2022 года**
№ | Компания* | Центральный офис | Объем валовых e-com-продаж в I кв. 2022, млрд руб. | Прирост продаж относительно I кв. 2021, %, руб. | Доля1 на розничном коммерческом сегменте фармрынка (ЛП + не ЛП) по итогам I кв. 2022, %, руб. |
1 | Аптека.Ру | Новосибирск | 21,7 | 53 | 4,5 |
2 | Ригла | Москва | 6,9 | 173 | 1,4 |
3 | Еаптека | Москва | 6,5 | 133 | 1,3 |
4 | ЗдравСити | Москва | 4,6 | 164 | 0,9 |
5 | Неофарм | Москва | 4,2 | 97 | 0,9 |
6 | ИРИС | Москва | 3,5 | 52 | 0,7 |
7 | АСНА2 | Москва | 2,9 | 5 | 0,6 |
8 | Апрель | Краснодар | 2,7 | 113 | 0,6 |
9 | Здоров.ру | Москва | 2,1 | 99 | 0,4 |
10 | Аптечная сеть 36,62 | Москва | 1,9 | 70 | 0,4 |
11 | ОАС Эркафарм и Мелодия Здоровья | Новосибирск | 1,8 | 19 | 0,4 |
12 | Фармленд | Уфа | 1,8 | 57 | 0,4 |
13 | Вита | Самара | 1,7 | 159 | 0,4 |
14 | Монастырёв.рф | Владивосток | 1,6 | 59 | 0,3 |
15 | Планета Здоровья2 | Пермь | 1,5 | 34 | 0,3 |
16 | Имплозия2 | Самара | 0,9 | -6 | 0,2 |
17 | Аптека25.рф | Владивосток | 0,5 | 27 | 0,1 |
18 | Ваша № 1 | Москва | 0,4 | 65 | 0,1 |
19 | Алоэ (ранее Эдифарм) | Санкт-Петербург | 0,2 | 44 | 0,03 |
20 | Социальная Аптека | Ростов-на-Дону | 0,1 | 98 | 0,02 |
1 Доля рассчитана от суммарного объема коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ. | |||||
2 Экспертная оценка. | |||||
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей |
* В числе представителей e-com-сегмента мы учитываем только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция, также в данных объемах не включена выручка представителей «серого» онлайн-бизнеса, связанных с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, и сервисы, продающие незарегистрированные в России дженерики.
** В рейтинг не включена компания ozon.ru по причине отказа предоставления необходимых для расчета данных.