Клетки, из которых состоят кровеносные сосуды опухолей, не только похожи на стволовые, но и ведут себя подобным образом. Они способны укреплять опухоли, превращаясь в кость и хрящ, а также куда устойчивее к химиотерапии, чем клетки нормальных сосудов.
Кровеносные сосуды пронизывают наше тело вдоль и поперек, ежесекундно доставляя питательные вещества и кислород к каждой клеточке нашего тела. Если орган или ткань быстро развивается, будь то мышца или жировая клетчатка, сосуды растут вместе с ней. Без них не могут обойтись даже опухоли, выращивая внутри себя капилляры и артерии, дающие основу для роста.
К несчастью врачей и пациентов, сосуды опухолей растут гораздо быстрее и агрессивнее, да и работают эффективнее обычных. Как выясняется, отчасти тому виной особые свойства опухолевых эндотелиоцитов, выстилающих сосуды, которые обладают некоторыми свойствами стволовых клеток, в частности, способны к усиленному делению и превращению в другие типы клеток – хрящевые и костные.
Это справедливо, по крайней мере, для сосудов рака простаты, выбранного Майклом Клагсбурном и его бостонскими коллегами главным объектом для исследования. Выбор не случаен: эта опухоль, как и многие другие «твердые», быстро образует новые сосуды, но у нее хирурги, удалявшие новообразования, подметили регулярно формирующиеся очажки минерализации, характерные в здоровом организме для костной ткани.
Попытки использовать структурные отличия опухолевых сосудов в лечении предпринимались и до сегодняшнего дня. В частности, в опухолевых капиллярах большое количество отверстий, способствующих выходу содержимого сосудов в опухоль; как говорят специалисты, опухолевые сосуды «сильно фенестрированы». Опыты по введению химиотерапевтического агента в наночастицах, способных проникать через эти фенестры, но не через здоровые капилляры, в ряде случаев даже увенчались успехом в более безопасном лечении рака.
Второе отличие опухолевых сосудов: сами клетки, выстилающие все кровеносные сосуды, – эндотелиоциты.
Как и у большинства других клеток нашего тела, на их поверхности находятся так называемые кластеры дифференцировки – уникальные молекулы, характерные для определенного типа клеток и составляющие её «портрет». Лицо опухолевых капилляров сильно не похоже на таковое у здоровых. Это можно использовать, соединяя загруженные ядом наночастицы с антителами к уникальным чертам «клеточного лица». Однако, судя по тому, что разнообразные исследования все ещё продолжаются, ни один из вышеописанных экспериментальных методов не обладает стопроцентной эффективностью.
Клагсбурн ещё несколько лет назад нашел в опухолевых эндотелиоцитах РНК, характерные для стволовых клеток, однако показать, что они выполняют аналогичные функции, не удавалось. Новая работа, результаты которой опубликованы в Cancer Cell, стала отличным продолжением старой. Во-первых, ученые вместе с маркерами эндотелиоцитов нашли на их поверхности ещё и черты мезенхимальных стволовых клеток.
Следом всплыли и свойства: в культуре in vitro выделенные из опухоли клетки по желанию ученых превращались в костные или хрящевые.
Выясняется, что «враги» ученых оказались ещё сильнее, чем считалось раньше. Ведь стволовые клетки гораздо устойчивей обычных к каким бы то ни было химиотерапевтическим веществам. Они способны к делению, миграции и даже стимулируют пролиферацию себе подобных.
Хотя, если воспользоваться деталями открытия, можно использовать его и во благо. Именно эндотелиоциты и клетки-предшественники отвечают за прорастание сосудов, которых так не хватает при ишемии конечностей и в постинфарктной мышце. Дадут ли исследования онкологов новые инструменты лечения этих заболеваний – покажет лишь время.