Кассация в свою очередь отменила два решения судов первой и апелляционной инстанций, которые встали на сторону врача в ее споре с Департаментом здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа (НАО).
В 2015 году врач из Архангельска устроилась в амбулаторию села Ома НАО на должность главного врача. С ней был подписан трудовой договор на один год. В июне того же года она также заключила срочный трудовой договор на период до конца 2015 года, по условиям которого ее приняли на должность врача-терапевта в Омской амбулатории на 0,25 ставки по внутреннему совместительству.
В 2016 году амбулатория села Ома прекратила работу и была объединена с поликлиникой Заполярного района НАО. В результате реорганизационного процесса трудовой договор с врачом был расторгнут, однако она была принята на работу в образовавшуюся медорганизацию на постоянной должности врача-терапевта по бессрочному контракту. Кроме того, ей была предложена должность заведующей филиалом поликлиники по совместительству, также на неопределенный срок.
При этом с момента переезда в сельскую местность врач подавала заявление в Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения с требованием предоставить ей единовременную компенсационную выплату по программе «Земской доктор». Ведомство ссылалось на то, что в 2015 году с врачом был заключен срочный трудовой договор, что не соответствует условиям назначении меры поддержки. В 2016 году врач также не могла претендовать на выплату из-за того, что на тот момент она уже фактически проживала в сельской местности.
Суды первой и апелляционной инстанций признали незаконным отказ Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения, так как на момент обращения в 2015 году работница не достигла возраста 45 лет, имела высшее медобразование и прибыла из другого населенного пункта на работу в село Ома в 2015 году. Таким образом, она соответствовала критериям закона в действующей на тот момент редакции. Суд первой инстанции также подчеркнул, что заключенный срочный трудовой договор не может служить препятствием для получения единовременной выплаты.
Дело было отправлено на новое рассмотрения в суд апелляционной инстанции решением Третьего кассационного суда. По мнению этого суда, гражданка не могла дать обязательство работать в сельской местности не менее пяти лет в момент заключения срочного трудового договора в 2015 году.
В итоге рассмотрением дела занялся Верховный суд РФ. Он счел формальным подход кассационного суда и не основанным на установленных судами обстоятельствах, а потому не отвечающим целям государственной политики по закреплению медкадров в сельских населенных пунктах. Поэтому ВС отменил определение кассации и постановил выплатить медработнице единовременную компенсационную выплату.
Программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» запустили в 2012 году, для их реализации в федеральном бюджете ежегодно предусматривается около 6 млрд рублей. Для получения выплаты медик должен отработать не менее пяти лет в сельской местности. В марте 2024 года Минздрав России также расширил перечень специальностей медработников, которые могут участвовать в федеральных программах. Всего в новый список вошли три профиля медсестер и специальностей врачей.
Минздрав РФ также планирует увеличить размер выплат по программам для врачей, переезжающих в новые регионы России. Так при работе в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, а также в регионах Дальневосточного федерального округа врачи смогут получить 2 млн рублей, а фельдшеры, акушерки и медсестры – по 1 млн рублей.
Кассация в свою очередь отменила два решения судов первой и апелляционной инстанций, которые встали на сторону врача в ее споре с Департаментом здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа (НАО).
В 2015 году врач из Архангельска устроилась в амбулаторию села Ома НАО на должность главного врача. С ней был подписан трудовой договор на один год. В июне того же года она также заключила срочный трудовой договор на период до конца 2015 года, по условиям которого ее приняли на должность врача-терапевта в Омской амбулатории на 0,25 ставки по внутреннему совместительству.
В 2016 году амбулатория села Ома прекратила работу и была объединена с поликлиникой Заполярного района НАО. В результате реорганизационного процесса трудовой договор с врачом был расторгнут, однако она была принята на работу в образовавшуюся медорганизацию на постоянной должности врача-терапевта по бессрочному контракту. Кроме того, ей была предложена должность заведующей филиалом поликлиники по совместительству, также на неопределенный срок.
При этом с момента переезда в сельскую местность врач подавала заявление в Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения с требованием предоставить ей единовременную компенсационную выплату по программе «Земской доктор». Ведомство ссылалось на то, что в 2015 году с врачом был заключен срочный трудовой договор, что не соответствует условиям назначении меры поддержки. В 2016 году врач также не могла претендовать на выплату из-за того, что на тот момент она уже фактически проживала в сельской местности.
Суды первой и апелляционной инстанций признали незаконным отказ Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения, так как на момент обращения в 2015 году работница не достигла возраста 45 лет, имела высшее медобразование и прибыла из другого населенного пункта на работу в село Ома в 2015 году. Таким образом, она соответствовала критериям закона в действующей на тот момент редакции. Суд первой инстанции также подчеркнул, что заключенный срочный трудовой договор не может служить препятствием для получения единовременной выплаты.
Дело было отправлено на новое рассмотрения в суд апелляционной инстанции решением Третьего кассационного суда. По мнению этого суда, гражданка не могла дать обязательство работать в сельской местности не менее пяти лет в момент заключения срочного трудового договора в 2015 году.
В итоге рассмотрением дела занялся Верховный суд РФ. Он счел формальным подход кассационного суда и не основанным на установленных судами обстоятельствах, а потому не отвечающим целям государственной политики по закреплению медкадров в сельских населенных пунктах. Поэтому ВС отменил определение кассации и постановил выплатить медработнице единовременную компенсационную выплату.
Программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» запустили в 2012 году, для их реализации в федеральном бюджете ежегодно предусматривается около 6 млрд рублей. Для получения выплаты медик должен отработать не менее пяти лет в сельской местности. В марте 2024 года Минздрав России также расширил перечень специальностей медработников, которые могут участвовать в федеральных программах. Всего в новый список вошли три профиля медсестер и специальностей врачей.
Минздрав РФ также планирует увеличить размер выплат по программам для врачей, переезжающих в новые регионы России. Так при работе в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, а также в регионах Дальневосточного федерального округа врачи смогут получить 2 млн рублей, а фельдшеры, акушерки и медсестры – по 1 млн рублей.