Recipe.Ru

СПК просит Минздрав разъяснить процедуру аккредитации медицинских психологов

СПК просит Минздрав разъяснить процедуру аккредитации медицинских психологов


«Надо сказать, что попытки Минздрава России навязать обязательность прохождения аккредитации специалиста лицам без медицинского образования путем погружения этой процедуры в профессиональные стандарты на протяжении нескольких лет остаются неудачными. Годами представители Минздрава России доказывают необходимость учета в профессиональных стандартах требований своего подзаконного нормативного акта, при этом игнорируя требования федерального законодательства», – считают в СПК.


В совете заявили, что процедура аккредитации для медицинских психологов является избыточной, а специалистов с непрофильным образованием к ней просто не допускают, так как они не соответствуют требованиям к образованию, установленным в приказе №206н.


На данный момент в регламенте прописано, что у медицинского психолога должно быть высшее образование – специалитет по «клинической психологии» или «психологии» со специализацией «клиническая психология», либо профессиональная переподготовка по «клинической психологии» при наличии специалитета по «психологии» или «психологии служебной деятельности». Кроме того, к работе допускаются специалисты при наличии непрерывного стажа работы по направлению более пяти лет с прохождением программ профессиональной переподготовки – указанная норма действует для работников, принятых на должность до 1 сентября 2023 года.


В СПК при этом отмечают, что в последнее время психологи с непрофильным высшим образованием стали сталкиваться с отказом от Федерального аккредитационного центра в прохождении процедуры, даже несмотря на наличие необходимого стажа (формальное соответствие требованиям приказа №206н). Причиной становится «отсутствие необходимого уровня образования и квалификации».


Как считают в СПК, такая проблема возникла по двум причинам. Например, в приказе есть юридико-лингвистическая неопределенность. «Перечисление требований к образованию, обучению по дополнительным профессиональным программам и требований к опыту практической работы непоследовательны, что приводит к предъявлению неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам, а для аккредитационных центров и работодателей предоставляет необоснованно широкие дискреционные полномочия (необоснованно широкие пределы усмотрения) в вопросах определения соответствия лица квалификационным требованиям», – отмечается в обращении СПК.


Второй причиной в совете называют то, что аккредитационные центры применяют приказ №206н к работникам, которые начали трудовую деятельность еще до вступления документа в силу. В СПК назвали сложившуюся ситуацию «недопустимой», так как правоотношения сотрудников с работодателем возникли до вступления в силу новых квалификационных требований.


«В правоприменительной практике сложилась устойчивая позиция о том, что лица, отвечающие квалификационным требованиям на момент возникновения трудовых правоотношений и успешно осуществляющие профессиональную деятельность, сохраняют право на работу в соответствующих должностях в случае изменения квалификационных требований, установленных нормативными правовыми актами и профессиональными стандартами», – уточняется в запросе.


Кроме того, указанный подход согласуется с недопустимостью «произвольного ограничения свободы труда», что прописано в Конституции РФ. В СПК напомнили – каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, предполагая договорный характер труда. То есть работу по профессии, специальности, квалификации или должности в первую очередь определяет согласованный сторонами трудовой договор.


«В соответствии с частью третьей ст. 12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В связи с этим полагаем, что требования приказа №206н не могут применяться к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Аналогичная позиция указана в письме Минздрава России от 5 мая 2025 года № 16-5/2867», – резюмировали в совете.


Vademecum направил запрос в Минздрав РФ.


В феврале 2025 года в Госдуме был представлен законопроект «Об основах психологической деятельности в Российской Федерации», согласно которому психологи смогут осуществлять частную практику только при наличии трудового стажа не менее трех лет по профилю деятельности. В случае утверждения документ вступит в силу с 1 марта 2026 года.


Согласно инициативе, специалист сможет осуществлять психологическую деятельность в России только после достижения возраста 18 лет и получения высшего профильного образования. При отсутствии такого образования он сможет работать психологом лишь после получения дополнительного образования по профилю деятельности и подтверждения профессиональной квалификации в соответствии с № 238-ФЗ от 3 июля 2016 года «О независимой оценке квалификации».


В законопроекте авторы предложили закрепить также обязанность психологов и психологических организаций состоять в некоммерческих организациях, ассоциациях, в том числе саморегулируемых. В предыдущей версии проекта такое право значилось желательным.


Документ вызвал негативную реакцию у профсообщества. В марте профильные объединения психологов направили председателю Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нине Останиной обращение с просьбой скорректировать указанный законопроект. В ассоциациях полагают, что законопроект, несомненно, повлияет «на профилактику недобросовестного оказания услуг и мошенничества», но текущая версия «может нанести вред психологической индустрии и российскому обществу». В обращении представители профсообщества попросили сделать бессрочным право психологов с непрофильным высшим образованием и допобразованием подтверждать квалификацию и вести частную практику.


По состоянию на 8 августа 2025 года законопроект не прошел первое чтение.


«Надо сказать, что попытки Минздрава России навязать обязательность прохождения аккредитации специалиста лицам без медицинского образования путем погружения этой процедуры в профессиональные стандарты на протяжении нескольких лет остаются неудачными. Годами представители Минздрава России доказывают необходимость учета в профессиональных стандартах требований своего подзаконного нормативного акта, при этом игнорируя требования федерального законодательства», – считают в СПК.


В совете заявили, что процедура аккредитации для медицинских психологов является избыточной, а специалистов с непрофильным образованием к ней просто не допускают, так как они не соответствуют требованиям к образованию, установленным в приказе №206н.


На данный момент в регламенте прописано, что у медицинского психолога должно быть высшее образование – специалитет по «клинической психологии» или «психологии» со специализацией «клиническая психология», либо профессиональная переподготовка по «клинической психологии» при наличии специалитета по «психологии» или «психологии служебной деятельности». Кроме того, к работе допускаются специалисты при наличии непрерывного стажа работы по направлению более пяти лет с прохождением программ профессиональной переподготовки – указанная норма действует для работников, принятых на должность до 1 сентября 2023 года.


В СПК при этом отмечают, что в последнее время психологи с непрофильным высшим образованием стали сталкиваться с отказом от Федерального аккредитационного центра в прохождении процедуры, даже несмотря на наличие необходимого стажа (формальное соответствие требованиям приказа №206н). Причиной становится «отсутствие необходимого уровня образования и квалификации».


Как считают в СПК, такая проблема возникла по двум причинам. Например, в приказе есть юридико-лингвистическая неопределенность. «Перечисление требований к образованию, обучению по дополнительным профессиональным программам и требований к опыту практической работы непоследовательны, что приводит к предъявлению неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам, а для аккредитационных центров и работодателей предоставляет необоснованно широкие дискреционные полномочия (необоснованно широкие пределы усмотрения) в вопросах определения соответствия лица квалификационным требованиям», – отмечается в обращении СПК.


Второй причиной в совете называют то, что аккредитационные центры применяют приказ №206н к работникам, которые начали трудовую деятельность еще до вступления документа в силу. В СПК назвали сложившуюся ситуацию «недопустимой», так как правоотношения сотрудников с работодателем возникли до вступления в силу новых квалификационных требований.


«В правоприменительной практике сложилась устойчивая позиция о том, что лица, отвечающие квалификационным требованиям на момент возникновения трудовых правоотношений и успешно осуществляющие профессиональную деятельность, сохраняют право на работу в соответствующих должностях в случае изменения квалификационных требований, установленных нормативными правовыми актами и профессиональными стандартами», – уточняется в запросе.


Кроме того, указанный подход согласуется с недопустимостью «произвольного ограничения свободы труда», что прописано в Конституции РФ. В СПК напомнили – каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, предполагая договорный характер труда. То есть работу по профессии, специальности, квалификации или должности в первую очередь определяет согласованный сторонами трудовой договор.


«В соответствии с частью третьей ст. 12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В связи с этим полагаем, что требования приказа №206н не могут применяться к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Аналогичная позиция указана в письме Минздрава России от 5 мая 2025 года № 16-5/2867», – резюмировали в совете.


Vademecum направил запрос в Минздрав РФ.


В феврале 2025 года в Госдуме был представлен законопроект «Об основах психологической деятельности в Российской Федерации», согласно которому психологи смогут осуществлять частную практику только при наличии трудового стажа не менее трех лет по профилю деятельности. В случае утверждения документ вступит в силу с 1 марта 2026 года.


Согласно инициативе, специалист сможет осуществлять психологическую деятельность в России только после достижения возраста 18 лет и получения высшего профильного образования. При отсутствии такого образования он сможет работать психологом лишь после получения дополнительного образования по профилю деятельности и подтверждения профессиональной квалификации в соответствии с № 238-ФЗ от 3 июля 2016 года «О независимой оценке квалификации».


В законопроекте авторы предложили закрепить также обязанность психологов и психологических организаций состоять в некоммерческих организациях, ассоциациях, в том числе саморегулируемых. В предыдущей версии проекта такое право значилось желательным.


Документ вызвал негативную реакцию у профсообщества. В марте профильные объединения психологов направили председателю Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нине Останиной обращение с просьбой скорректировать указанный законопроект. В ассоциациях полагают, что законопроект, несомненно, повлияет «на профилактику недобросовестного оказания услуг и мошенничества», но текущая версия «может нанести вред психологической индустрии и российскому обществу». В обращении представители профсообщества попросили сделать бессрочным право психологов с непрофильным высшим образованием и допобразованием подтверждать квалификацию и вести частную практику.


По состоянию на 8 августа 2025 года законопроект не прошел первое чтение.

Exit mobile version