«Надо сказать, что попытки Минздрава России навязать обязательность прохождения аккредитации специалиста лицам без медицинского образования путем погружения этой процедуры в профессиональные стандарты на протяжении нескольких лет остаются неудачными. Годами представители Минздрава России доказывают необходимость учета в профессиональных стандартах требований своего подзаконного нормативного акта, при этом игнорируя требования федерального законодательства», – считают в СПК.
В совете заявили, что процедура аккредитации для медицинских психологов является избыточной, а специалистов с непрофильным образованием к ней просто не допускают, так как они не соответствуют требованиям к образованию, установленным в приказе №206н.
На данный момент в регламенте прописано, что у медицинского психолога должно быть высшее образование – специалитет по «клинической психологии» или «психологии» со специализацией «клиническая психология», либо профессиональная переподготовка по «клинической психологии» при наличии специалитета по «психологии» или «психологии служебной деятельности». Кроме того, к работе допускаются специалисты при наличии непрерывного стажа работы по направлению более пяти лет с прохождением программ профессиональной переподготовки – указанная норма действует для работников, принятых на должность до 1 сентября 2023 года.
В СПК при этом отмечают, что в последнее время психологи с непрофильным высшим образованием стали сталкиваться с отказом от Федерального аккредитационного центра в прохождении процедуры, даже несмотря на наличие необходимого стажа (формальное соответствие требованиям приказа №206н). Причиной становится «отсутствие необходимого уровня образования и квалификации».
Как считают в СПК, такая проблема возникла по двум причинам. Например, в приказе есть юридико-лингвистическая неопределенность. «Перечисление требований к образованию, обучению по дополнительным профессиональным программам и требований к опыту практической работы непоследовательны, что приводит к предъявлению неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам, а для аккредитационных центров и работодателей предоставляет необоснованно широкие дискреционные полномочия (необоснованно широкие пределы усмотрения) в вопросах определения соответствия лица квалификационным требованиям», – отмечается в обращении СПК.
Второй причиной в совете называют то, что аккредитационные центры применяют приказ №206н к работникам, которые начали трудовую деятельность еще до вступления документа в силу. В СПК назвали сложившуюся ситуацию «недопустимой», так как правоотношения сотрудников с работодателем возникли до вступления в силу новых квалификационных требований.
«В правоприменительной практике сложилась устойчивая позиция о том, что лица, отвечающие квалификационным требованиям на момент возникновения трудовых правоотношений и успешно осуществляющие профессиональную деятельность, сохраняют право на работу в соответствующих должностях в случае изменения квалификационных требований, установленных нормативными правовыми актами и профессиональными стандартами», – уточняется в запросе.
Кроме того, указанный подход согласуется с недопустимостью «произвольного ограничения свободы труда», что прописано в Конституции РФ. В СПК напомнили – каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, предполагая договорный характер труда. То есть работу по профессии, специальности, квалификации или должности в первую очередь определяет согласованный сторонами трудовой договор.
«В соответствии с частью третьей ст. 12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В связи с этим полагаем, что требования приказа №206н не могут применяться к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Аналогичная позиция указана в письме Минздрава России от 5 мая 2025 года № 16-5/2867», – резюмировали в совете.
Vademecum направил запрос в Минздрав РФ.
В феврале 2025 года в Госдуме был представлен законопроект «Об основах психологической деятельности в Российской Федерации», согласно которому психологи смогут осуществлять частную практику только при наличии трудового стажа не менее трех лет по профилю деятельности. В случае утверждения документ вступит в силу с 1 марта 2026 года.
Согласно инициативе, специалист сможет осуществлять психологическую деятельность в России только после достижения возраста 18 лет и получения высшего профильного образования. При отсутствии такого образования он сможет работать психологом лишь после получения дополнительного образования по профилю деятельности и подтверждения профессиональной квалификации в соответствии с № 238-ФЗ от 3 июля 2016 года «О независимой оценке квалификации».
В законопроекте авторы предложили закрепить также обязанность психологов и психологических организаций состоять в некоммерческих организациях, ассоциациях, в том числе саморегулируемых. В предыдущей версии проекта такое право значилось желательным.
Документ вызвал негативную реакцию у профсообщества. В марте профильные объединения психологов направили председателю Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нине Останиной обращение с просьбой скорректировать указанный законопроект. В ассоциациях полагают, что законопроект, несомненно, повлияет «на профилактику недобросовестного оказания услуг и мошенничества», но текущая версия «может нанести вред психологической индустрии и российскому обществу». В обращении представители профсообщества попросили сделать бессрочным право психологов с непрофильным высшим образованием и допобразованием подтверждать квалификацию и вести частную практику.
По состоянию на 8 августа 2025 года законопроект не прошел первое чтение.
«Надо сказать, что попытки Минздрава России навязать обязательность прохождения аккредитации специалиста лицам без медицинского образования путем погружения этой процедуры в профессиональные стандарты на протяжении нескольких лет остаются неудачными. Годами представители Минздрава России доказывают необходимость учета в профессиональных стандартах требований своего подзаконного нормативного акта, при этом игнорируя требования федерального законодательства», – считают в СПК.
В совете заявили, что процедура аккредитации для медицинских психологов является избыточной, а специалистов с непрофильным образованием к ней просто не допускают, так как они не соответствуют требованиям к образованию, установленным в приказе №206н.
На данный момент в регламенте прописано, что у медицинского психолога должно быть высшее образование – специалитет по «клинической психологии» или «психологии» со специализацией «клиническая психология», либо профессиональная переподготовка по «клинической психологии» при наличии специалитета по «психологии» или «психологии служебной деятельности». Кроме того, к работе допускаются специалисты при наличии непрерывного стажа работы по направлению более пяти лет с прохождением программ профессиональной переподготовки – указанная норма действует для работников, принятых на должность до 1 сентября 2023 года.
В СПК при этом отмечают, что в последнее время психологи с непрофильным высшим образованием стали сталкиваться с отказом от Федерального аккредитационного центра в прохождении процедуры, даже несмотря на наличие необходимого стажа (формальное соответствие требованиям приказа №206н). Причиной становится «отсутствие необходимого уровня образования и квалификации».
Как считают в СПК, такая проблема возникла по двум причинам. Например, в приказе есть юридико-лингвистическая неопределенность. «Перечисление требований к образованию, обучению по дополнительным профессиональным программам и требований к опыту практической работы непоследовательны, что приводит к предъявлению неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам, а для аккредитационных центров и работодателей предоставляет необоснованно широкие дискреционные полномочия (необоснованно широкие пределы усмотрения) в вопросах определения соответствия лица квалификационным требованиям», – отмечается в обращении СПК.
Второй причиной в совете называют то, что аккредитационные центры применяют приказ №206н к работникам, которые начали трудовую деятельность еще до вступления документа в силу. В СПК назвали сложившуюся ситуацию «недопустимой», так как правоотношения сотрудников с работодателем возникли до вступления в силу новых квалификационных требований.
«В правоприменительной практике сложилась устойчивая позиция о том, что лица, отвечающие квалификационным требованиям на момент возникновения трудовых правоотношений и успешно осуществляющие профессиональную деятельность, сохраняют право на работу в соответствующих должностях в случае изменения квалификационных требований, установленных нормативными правовыми актами и профессиональными стандартами», – уточняется в запросе.
Кроме того, указанный подход согласуется с недопустимостью «произвольного ограничения свободы труда», что прописано в Конституции РФ. В СПК напомнили – каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, предполагая договорный характер труда. То есть работу по профессии, специальности, квалификации или должности в первую очередь определяет согласованный сторонами трудовой договор.
«В соответствии с частью третьей ст. 12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В связи с этим полагаем, что требования приказа №206н не могут применяться к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Аналогичная позиция указана в письме Минздрава России от 5 мая 2025 года № 16-5/2867», – резюмировали в совете.
Vademecum направил запрос в Минздрав РФ.
В феврале 2025 года в Госдуме был представлен законопроект «Об основах психологической деятельности в Российской Федерации», согласно которому психологи смогут осуществлять частную практику только при наличии трудового стажа не менее трех лет по профилю деятельности. В случае утверждения документ вступит в силу с 1 марта 2026 года.
Согласно инициативе, специалист сможет осуществлять психологическую деятельность в России только после достижения возраста 18 лет и получения высшего профильного образования. При отсутствии такого образования он сможет работать психологом лишь после получения дополнительного образования по профилю деятельности и подтверждения профессиональной квалификации в соответствии с № 238-ФЗ от 3 июля 2016 года «О независимой оценке квалификации».
В законопроекте авторы предложили закрепить также обязанность психологов и психологических организаций состоять в некоммерческих организациях, ассоциациях, в том числе саморегулируемых. В предыдущей версии проекта такое право значилось желательным.
Документ вызвал негативную реакцию у профсообщества. В марте профильные объединения психологов направили председателю Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нине Останиной обращение с просьбой скорректировать указанный законопроект. В ассоциациях полагают, что законопроект, несомненно, повлияет «на профилактику недобросовестного оказания услуг и мошенничества», но текущая версия «может нанести вред психологической индустрии и российскому обществу». В обращении представители профсообщества попросили сделать бессрочным право психологов с непрофильным высшим образованием и допобразованием подтверждать квалификацию и вести частную практику.
По состоянию на 8 августа 2025 года законопроект не прошел первое чтение.