Recipe.Ru

Специалисты рассказали, как архитектурные формы влияют на человека с точки зрения нейробиологии

Специалисты рассказали, как архитектурные формы влияют на человека с точки зрения нейробиологии
специалисты рассказали, как архитектурные формы влияют на человека с точки зрения нейробиологии


Возможность сотрудничества архитекторов с учеными-когнитивистами и нейробиологами — тема, в последнее время захватившая многих связанных с архитектурным проектированием людей. О том, как форма, цвет и свет могут влиять на восприятие пространства, рассказали на сессии компании «Практика» в рамках Форума 100+ Сергей Кавтарадзе, академический руководитель магистерского направления «Дизайн среды» Школы дизайна НИУ ВШЭ и Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Практически все профессиональные и творческие инструменты в архитектуре основаны в том числе на эксплуатации особенностей человеческой психологии. Например, обращаясь к диапазону предполагаемых соотношений человеческого тела и потребных ему оконных и дверных приемов, архитектор управляет восприятием масштаба здания. Применительно к современной архитектуре в дело также может вступить такая вездесущая категория художественного формообразования, как ритм. Любое воздействие ритма основано на самых простых принципах: предсказуемости, «экономии мыслительной энергии» и, следовательно, комфортности или, напротив, ощущении дискомфорта.

Другой важный для современной архитектуры аспект — цвет, который влияет на ощущения человека. Так, «персиковый» цвет благотворно влияет на состояние людей с расстройствами аутического спектра, поэтому его рекомендуется использовать, например, в интерьере детского сада для детей с ОВЗ.

Организация пространства также оказывает значительное влияние на человека. Например, тема дизайна образовательной среды уже многие годы широко исследуется в мире: педагоги, психологи, социологи, архитекторы, специалисты в области дизайна разных стран ищут решения, помогающие установить корреляцию между архитектурными и интерьерными решениями, дизайном образовательной среды и образовательными результатами. Результаты изысканий существенны — от 16 до 20% улучшения образовательных результатов наблюдается при соблюдении определенных условий дизайна образовательного пространства.

В настоящее время закономерности влияния архитектурных форм на человека получают возможность инструментального изучения, в том числе путем визуализации возбуждения у воспринимающего архитектуру человека соответствующих участков коры головного мозга. Такие исследования уже проходят как за рубежом, так и в нашей стране, в том числе в стенах НИУ ВШЭ.

У архитекторов, когнитивистов и нейробиологов есть широкие перспективы сотрудничества. Одна из главных и глобальных функций архитектуры как изобразительного или «изящного» искусства — создание потребной обществу картины мира и формирование чувства внутреннего комфорта. На стыке разных дисциплин и доказательными методами возможно будет проектировать пространства, отвечающие потребностям современного человека.



Возможность сотрудничества архитекторов с учеными-когнитивистами и нейробиологами — тема, в последнее время захватившая многих связанных с архитектурным проектированием людей. О том, как форма, цвет и свет могут влиять на восприятие пространства, рассказали на сессии компании «Практика» в рамках Форума 100+ Сергей Кавтарадзе, академический руководитель магистерского направления «Дизайн среды» Школы дизайна НИУ ВШЭ и Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Практически все профессиональные и творческие инструменты в архитектуре основаны в том числе на эксплуатации особенностей человеческой психологии. Например, обращаясь к диапазону предполагаемых соотношений человеческого тела и потребных ему оконных и дверных приемов, архитектор управляет восприятием масштаба здания. Применительно к современной архитектуре в дело также может вступить такая вездесущая категория художественного формообразования, как ритм. Любое воздействие ритма основано на самых простых принципах: предсказуемости, «экономии мыслительной энергии» и, следовательно, комфортности или, напротив, ощущении дискомфорта.

Другой важный для современной архитектуры аспект — цвет, который влияет на ощущения человека. Так, «персиковый» цвет благотворно влияет на состояние людей с расстройствами аутического спектра, поэтому его рекомендуется использовать, например, в интерьере детского сада для детей с ОВЗ.

Организация пространства также оказывает значительное влияние на человека. Например, тема дизайна образовательной среды уже многие годы широко исследуется в мире: педагоги, психологи, социологи, архитекторы, специалисты в области дизайна разных стран ищут решения, помогающие установить корреляцию между архитектурными и интерьерными решениями, дизайном образовательной среды и образовательными результатами. Результаты изысканий существенны — от 16 до 20% улучшения образовательных результатов наблюдается при соблюдении определенных условий дизайна образовательного пространства.

В настоящее время закономерности влияния архитектурных форм на человека получают возможность инструментального изучения, в том числе путем визуализации возбуждения у воспринимающего архитектуру человека соответствующих участков коры головного мозга. Такие исследования уже проходят как за рубежом, так и в нашей стране, в том числе в стенах НИУ ВШЭ.

У архитекторов, когнитивистов и нейробиологов есть широкие перспективы сотрудничества. Одна из главных и глобальных функций архитектуры как изобразительного или «изящного» искусства — создание потребной обществу картины мира и формирование чувства внутреннего комфорта. На стыке разных дисциплин и доказательными методами возможно будет проектировать пространства, отвечающие потребностям современного человека.

Exit mobile version