Recipe.Ru

Снабжение лекарствами хотят перевести на страховой принцип

Чем дольше существует программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), тем больше ее эффективность оспаривается участниками фармрынка. Если настоящие страховые принципы не будут введены в программу в течение полутора-двух лет, она исчезнет сама по себе. К такому выводу пришли участники круглого стола, проведенного вчера в режиме онлайн компанией Promopraktika.

«Никто не спрашивал в конце 2007 года регионы: готовы ли они взять на свои плечи программу, – сказала на встрече начальник управления здравоохранения министерства здравоохранения и социального развития Калужской области Галина Чулкова. – А как же может состояться программа, если на все категории пациентов в 2008 году выделено 27 млрд рублей, а только на обеспечение диабетиков требуется 4 — 4,5 млрд рублей».

При этом Чулкова заметила, что, по некоторым подсчетам, для обеспечения дорогими препаратами онкологических больных, не вошедших в программу по дорогостоящим препаратам, потребуется 100-120 млрд рублей. «Поэтому выделенных на одного льготника 417-423 рублей не хватит, потребуется с среднем 1-1,2 тысячи», — резюмирует она.

По данным из Калужской области, федеральные средства, поступившие на лекарства, обеспечивают только 30% потребности, и региону придется изыскивать остальные ресурсы самостоятельно. При этом лекарства постоянно дорожают. По словам представителей регионов Центрального федерального округа, они ожидают, что во второй половине 2008 года аукционные цены лекарств, приобретаемых по программе ДЛО, вырастут на 25-30% по сравнению с декабрем 2007 года.

В разных регионах положение с поставками лекарств хоть и различается в зависимости от того, сколько льготников осталось в программе, но везде одни и те же провалы: из месяца в месяц в аптеках накапливаются тысячи отсроченных рецептов.

Привилегия или обуза

«Системные просчеты в программе ДЛО остались с 2004 года, — отмечает исполнительный директор ОАО «Отечественные лекарства» Александр Итин. — Из 16 млн пациентов вышли из программы не самые тяжелые больные, и при отсутствии страхового принципа в ДЛО осталась треть самых тяжелых пациентов, которым требуются самые дорогие препараты. Врач под влиянием маркетинга больших фармацевтических компаний обычно выбирает оригинальный препарат импортного производства». Доля российских производителей в программе составляет 8-9%.

Александр Итин сообщил, что, в отличие от прошлого года, никто из новых региональных оптовиков не получал у производителей доверенности на поставки (да и ФАС запретила требовать такой документ как условие участия в региональных аукционах) и не ориентировался на реальные цены производителей. Пообещав низкие цены на региональных аукционах, они теперь не могут выполнить свои обязательства.

Производственники говорили также о постоянных методологических просчетах программы, необходимости кредитовать государство при нарушении им обязательств перед производителями. Так что программа из привилегии превратилась для многих заводов в тяжкую обузу. Фактически перспективы, по мнению Александра Итина, есть только у программы по снабжению дорогостоящими специфическими препаратами, в которой имеются реестры больных и мониторинг поставок (о тяжелом положении этой части снабжения лекарствами «Газета» сообщала в номере от 29 февраля).

 «В ДЛО налицо организационный тупик и технологические просчеты», — отметил руководитель производства. Роль страхового звена безуспешно пытался взять на себя Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, но ресурсы так и не начали циркулировать нормально. «Наши объемы поставок в программу уменьшились, как только аукционы переместились в субъекты федерации", — поддержал коллегу коммерческий директор ЗАО «СТИ-Мед-Сорб» Александр Хайменов. Большинству участников рынка ясно, что программу придется полностью возвращать на региональный уровень, однако в нее потребуется закачивать существенно больше ресурсов.

Страховка для лекарств

«Мы полагаем, что проблемы серьезны, и они будут только нарастать, — сказал генеральный директор DSM Group Александр Кузин. — Не может регион просчитать ситуацию по каждому из 500 наименований препаратов". По его мнению, нужен иной принцип в программах лекарственного обеспечения.

Мировой опыт подсказывает, что это должен быть страховой принцип. Работодатель или государство для льготных категорий оплачивают определенную референтную цену препарата по нижней планке стоимости дженерика, остальную часть доплачивает пациент. По оценке аналитика, схема проверена во всем мире и нет необходимости выстраивать дополнительные потоки обращения лекарств, закупку и логистику.

Таким образом, должна быть не только система обязательного медицинского страхования (ОМС), но и обязательное лекарственное страхование (ОЛС). Эксперт считает, что именно сейчас есть возможность ввести страховой принцип вкупе с изменением НДС, которое обсуждается. Значит, программа ДЛО должна умереть, чтобы затем родилось нормальное лекарственное страхование. Отработать такую программу можно за полтора-два года.

Как отмечали выступавшие на круглом столе, плюс программы состоит в том, что на фармрынок пришли большие ресурсы и новые современные препараты. Кроме того, если показатели заболеваемости и смертности улучшаются, то, значит, идеологические цели ее частично достигнуты.

Теперь предстоит еще попытаться объяснить преимущества программы гражданам, ведь они вскоре должны будут определить уже не идеологические приоритеты, а оценить личные удобства такого обеспечения лекарствами. Иначе в октябре при выходе из ДЛО новых льготников программа, в которой осталась только треть участников, просто прекратит свое существование.

Exit mobile version