В России утверждены новые Методические рекомендации по ведению пациентов с железодефицитной анемией (ЖДА) для врачей первичного звена1. Документ обновляет подходы к ранней диагностике и профилактике дефицита железа, а также расширяет перечень групп риска и фиксирует современные стандарты нутритивной поддержки. На необходимость системного пересмотра существующих подходов специалисты ранее указали в резолюции Совета экспертов по ЖДА*, опубликованной в журнале «Первичная медико-санитарная помощь»2.
6
минут
В обоих документах эксперты обращают внимание на важность применения безопасных методов коррекции ЖДА с помощью хелатных форм железа, в частности бисглицината железа, который отличается высокой биодоступностью и хорошей переносимостью.
Рекомендации отражают растущее внимание медицинского сообщества к проблеме железодефицитных состояний. По оценкам экспертов, каждый третий человек (33%) в мире страдает анемией, основной причиной которой считается именно дефицит железа1. В России диагноз анемия был установлен у 1,5 млн человек1, однако показатели, по мнению специалистов, могут быть значительно выше из-за недооценки латентных форм.
Согласно новым Методическим рекомендациям, в профилактике железодефицита нуждаются женщины репродуктивного возраста и пациентки с риском аномальных маточных кровотечений, беременные и кормящие матери, пожилые люди, особенно с коморбидными заболеваниями, спортсмены, вегетарианцы и веганы, а также постоянные доноры крови. Кроме того, Совет экспертов рекомендовал включить аналогичные категории в Клинические рекомендации по ЖДА.
Для восполнения дефицита железа и профилактики анемии рекомендуется прием 30–60 мг элементарного железа в сутки, в соответствии с популяционной стратегией ВОЗ. Железосодержащие препараты в высоких дозах могут вызывать желудочно-кишечные проблемы, что снижает приверженность к терапии. В связи с этим особое внимание уделяется новым хелатным формам железа, в частности бисглицинату железа, обладающему более высокой биодоступностью (до 90%) и лучшей переносимостью по сравнению с традиционными препаратами.
«Проверенные биологически активные добавки в правильно подобранных дозах с подходящим составом, имеющие хороший профиль переносимости, можно и нужно использовать», — подчеркнула на Совете экспертов Оксана Михайловна Драпкина, д. м. н., профессор, академик РАН, директор ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава России.
Согласно Методическим рекомендациям, для профилактики дефицита железа у людей из групп риска оптимальной считается доза 30 мг железа в сутки. Она также может быть обеспечена саплементацией железа в составе биологически активных добавок, в которых железо сочетается с витамином С, фолиевой кислотой и витаминами группы B, участвующими в процессах кроветворения.
«Бисглицинат железа в три раза лучше усваивается3 и вызывает4 в два раза меньше побочных эффектов, чем сульфат железа. Он не связывается с компонентами питания и может применяться совместно с другими лекарственными препаратами. Помимо железа в нем содержатся витамины группы В, витамин С и фолиевая кислота, что также способствует профилактике полидефицитарных состояний», — отметила на Совете экспертов Наталья Олеговна Ховасова, д. м. н., профессор кафедры болезней старения ИНОПР, старший научный сотрудник лаборатории заболеваний костно-мышечной системы РГНКЦ.
Такие БАД позволяют восполнять дефицит железа так же эффективно, как и традиционный сульфат железа, но при этом имеют меньшие дозировки и гораздо лучше переносятся пациентами. Например, в научном исследовании, в котором приняли участие пациентки с легкой стадией анемии, было доказано, что комбинация из 30 мг бисглицината железа, L-метилфолата, витамина С и витаминов B₆ и B₁₂ (БАД ВитаФерр®) так же эффективна, как прием 200 мг сульфата железа, но при этом в 2,3 раза реже вызывает побочные эффекты5.
Методические рекомендации включают обновленный алгоритм выявления и ведения пациентов с латентным железодефицитом (ЛЖД) и ЖДА.
«Внедрение в клиническую практику узких специалистов и врачей первичного звена четких алгоритмов выявления и маршрутизации пациентов из группы риска развития дефицита железа, имеет ключевое значение», — обратила внимание в ходе заседания Совета экспертов Любовь Юрьевна Дроздова, к.м.н., главный внештатный специалист по профилактической медицине Минздрава России, г. Москва.
Пристальное внимание медицинского сообщества к проблеме ЛЖД и ЖДА отражает её актуальность и важность безотлагательных мер, необходимых для снижения бремени дефицита железа. Совет экспертов дополнительно призвал усилить образовательные программы для врачей первичного звена и информирование населения о признаках и рисках железодефицита.
*Опубликованная резолюция Совета экспертов стала результатом первого масштабного и всестороннего обсуждения серьезной проблемы выявления, профилактики и лечения ЛДЖ и ЖДА, в котором приняли участие ведущие российские специалисты в области терапии, гериатрии, гематологии, гастроэнтерологии, акушерства и гинекологии, диетологии, профилактической медицины и клинической фармакологии.
Справочная информация
26 ноября в мире ежегодно отмечается День борьбы с дефицитом железа. По данным Росстата, в России наблюдается высокая распространенность анемии: в 2022 г. заболевание было зарегистрировано у 1,5 млн человек, впервые диагноз анемия был установлен у 485 тысяч человек6. В РФ существуют сложности сбора статистических данных по частоте анемии в целом, ЖДА и ЛДЖ в частности1. По оценкам, ЖДА составляет ~75% всех случаев анемии7. Среди регионов РФ наибольшую распространенность анемии на 100 тысяч населения в 2020 г. имели Приволжский (1207,3), Сибирский (1089,1) и Уральский (1057,4) федеральные округа8.
Железо — один из ключевых микроэлементов, обеспечивающих нормальную работу организма9. Оно участвует в регуляции клеточного цикла, синтезе, репликации и восстановлении ДНК, функционировании дыхательной цепи, образовании эритроцитов, энергообмене мышц, развитии и активности иммунных клеток, а также в синтезе коллагена и гормонов щитовидной железы. Железо необходимо для роста и полноценного функционирования клеток мозга.
Недостаток железа приводит к нарушениям множества процессов: страдает обмен веществ, ухудшается когнитивная функция и сексуальное здоровье, снижается физическая выносливость, работоспособность и качество жизни.
Наиболее многочисленная категория страдающих анемией — женщины репродуктивного возраста и беременные, у которых болезнь встречается в 36% случаев10. Кроме того, проблема распространена у пожилых людей11, пациентов с хроническими заболеваниями, в том числе расстройствами желудочно-кишечного тракта3, вегетарианцев, постоянных доноров крови, а также у социально уязвимых категорий населения12.
Высокая распространённость ЖДА в России связана с целым рядом факторов13. Среди них — недостаточное поступление железа с пищей, низкая осведомлённость населения о симптомах и рисках железодефицита, а также социально-экономические трудности, ограничивающие доступ к полноценному питанию. Особенно уязвимыми остаются женщины фертильного возраста: несбалансированные рационы, модные ограничительные диеты и низкая приверженность лечению только усиливают риски. Дополнительным фактором является и отсутствие полноценной подготовки к беременности, включающей диагностику и своевременную коррекцию дефицита железа13.
- Драпкина ОМ, Авалуева ЕБ, Бакулин ИГ et al. Ведение пациентов с железодефицитной анемией на этапе оказания первичной медико-санитарной помощи: обновленные методические рекомендации. Первичная медико-санитарная помощь. 2025;2(3):55-114. https://doi.org/10.15829/3034-4123-2025-61.
- Драпкина О. М., Ткачева О. Н., et al. Профилактика дефицита железа и железодефицитной анемии у различных категорий пациентов в Российской Федерации. Резолюция Совета экспертов. Первичная медико-санитарная помощь. 2025;2(3):21-34. doi: 10.15829/3034- 4123-2025-74.
- O. Pineda, H D Ashmead Effectiveness of treatment of iron-deficiency anemia in infants and young children with ferrous bis-glycinate chelate. Nutrition. 2001 May;17(5):381-4. doi: 10.1016/s0899-9007(01)00519-6
- Ahmed M Abbas et al. Efficacy of ferrous bis-glycinate versus ferrous glycine sulfate in the treatment of iron deficiency anemia with pregnancy: a randomized double-blind clinical trial. J Matern Fetal Neonatal Med. 2019 Dec;32(24):4139-4145. doi: 10.1080/14767058.2018.1482871
- Бакиров Б.А., Нагаев И.Р., Донсков С.В. Результаты открытого проспективного пострегистрационного исследования поддержки статуса обмена железа с помощью коррекции диеты с применением БАД Витаферр у женщин репродуктивного возраста в сравнении с активным контролем в параллельных группах // CardioСоматика. 2025; 16 (1).
- Healthcare in Russia. Moscow: Rosstat; 2023. 180 p. (In Russ.) Здравоохранение в России. М.: Росстат; 2023. 180 с.
- Дикке Г. Б., Стуклов Н. И. Алгоритмы диагностики и лечения железодефицитной анемии и латентного дефицита железа у женщин репродуктивного возраста. Консенсус акушера-гинекологаи гематолога. Акушерство и гинекология. 2020;9:22-6.
- Котова Е. Г., Кобякова О. С., Стародубов В. И. и др. Заболеваемость всего населения России в 2020 году: статистические материалы. ЦНИИОИЗ Минздрава России; 2021. 146 c. ISBN: 978-5-94116-039-6, EDN: VMTKHO.
- https://www.almazovcentre.ru/?p=59988
- ВОЗ. https://www.who.int/data/gho/data/indicators/indicator-details/GHO/prevalence-of-anaemia-in-women-of-reproductive-age
- Ховасова Н. О., Воробьева Н. М., Ткачева О. Н., Котовская Ю. В., Наумов А. В., Селезнева Е. В., Овчарова Л. Н. Распространенность анемии и ее ассоциации с другими гериатрическими синдромами у лиц старше 65 лет: данные российского эпидемиологического исследования ЭВКАЛИПТ. Терапевтический архив. 2022;94(1):24–31. DOI: 10.26442/00403660.2022.01.201316
- Ahmed M Abbas et al. Efficacy of ferrous bis-glycinate versus ferrous glycine sulfate in the treatment of iron deficiency anemia with pregnancy: a randomized double-blind clinical trial. J Matern Fetal Neonatal Med. 2019 Dec;32(24):4139-4145. doi: 10.1080/14767058.2018.1482871
- Драпкина О. М., Мартынов А. И., Байда А. П. и др. Резолюция экспертного совета «Актуальные вопросы железодефицита в Российской Федерации». Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2020;19(5):2700. doi:10.15829/1728-8800-2020-2700.
