Остальные фигуранты дела – экс-чиновник регионального Минздрава Максим Колобов и заместитель директора компании «СМТ» Алексей Санкеев получили по 2,5 года условно, старший инженер «СМТ» Алексей Бондаренок, руководитель операционного подразделения ООО «ДжиИ Хэлскеа» в России и СНГ Наталья Середавина и специалист по работе со стратегическими клиентами «ДжиИ Хэлскеа» Елена Львова – по два года условно.
Защита не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу. Как пояснил Vademecum адвокат Навасардяна Алексей Большаков, апелляция содержит требование об отмене вердикта и оправдательном приговоре для его подзащитного.
В жалобе на приговор (имеется в распоряжении Vademecum) адвокат указывает на отсутствие правоприменительной практики по ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции), а также указывает, что диспозиция статьи размыта и не коррелирует с реальными положениями закона «О защите конкуренции». В частности, уголовное преследование по ст. 178 УК РФ предполагается только за соглашения между конкурентами, а не органами власти.
«Взаимодействие ООО «ДжиИ Хэлскеа», Министерства здравоохранения Самарской области, ООО «Медсимвол», больницы им. Середавина между собой и с ООО «СМТ» и ООО «ЦЭХ-Здоровье» не имеет никакого уголовно-правового значения, поскольку даже если допустить предположительное нарушение норм антимонопольного законодательства, такие действия не подпадают под ст. 11 Закона о защите конкуренции», – подчеркивается в апелляции.
Помимо того, защита указывает, что по сути статья уголовного кодекса является бланкетной нормой, поскольку решение УФАС о наличии картельного сговора автоматически становится доказательством обвинения в уголовном деле без его исследования – что говорит о наделении антимонопольного ведомства судебными функциями.
История началась весной 2016 года, когда компания «СМТ» выиграла контракт на техобслуживание и ремонт томографов в 22 самарских больницах на общую сумму 728 млн рублей. Стоимость запчастей, необходимых для обслуживаемого оборудования, согласно конкурсной документации, превысила 4 млрд рублей.
Через месяц после победы в офис «СМТ» и областной Минздрав нагрянули с обысками сотрудники Следственного комитета РФ по Самарской области. Следователи объявили Сергея Шатило, его заместителя Алексея Санкеева и бывшего замминистра здравоохранения региона Альберта Навасардяна подозреваемыми по двум уголовным делам. Им инкриминировались деяния, предусмотренные п. «а» ч. 2 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп) и по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Помимо них, по делу проходили старший инженер сервисного отдела «СМТ» Алексей Бондаренок, гендиректор сервиса «ДжиИ Хэлскеа» в России и СНГ Наталья Середавина, специалист по работе со стратегическими клиентами «ДжиИ Хэлскеа» Елена Львова и руководитель управления организации обеспечения медтехникой областного Минздрава Максим Колобов.
Затем к делу подключилось УФАС, установившее, что перед проведением конкурса «СМТ» заключила сговор с конкурентами ООО «ЦЭХ-Здоровье» и ООО «Медсимвол», хозяйствующим субъектом ООО «ДжиИ Хэлскеа», организатором торгов ГБУЗ «СОКБ им. В.Д. Середавина», а также с Минздравом Самарской области, причем переговоры между «СМТ» и «ЦЭХ-Здоровье» организовал Минздрав Самарской области.
Компания «СМТ» пыталась обжаловать решение УФАС, однако сначала проиграла апелляцию, а в марте 2019 года Верховный суд отказался передавать кассационную жалобу для рассмотрения в коллегию по судебно-экономическим спорам.
Рассмотрение уголовного дела проходило в Самарском районном суде с августа 2018 года.
Из-за череды арбитражных и уголовных дел на четыре года затянулось строительство кардиоцентра «Клиника сердца», инвестором которого выступала компания «СМТ»: кредитные обязательства инициатора и главного оператора проекта превысили 1 млрд рублей, а в отношении компании была инициирована процедура банкротства.
В декабре 2018 года правительство Самарской области подало иск о расторжении концессионного соглашения, спустя полгода Арбитражный суд Самарской области удовлетворил это требование, а Самарское УФАС постфактум признало соглашение антиконкурентным.
Vademecum