Возможно, разгадана одна из самых больших биомедицинских тайн истории. О том, почему смертельная пандемия «испанского гриппа» в 1918 году, убившая, по некоторым оценкам, 50 миллионов человек во всём мире, в основном нацеливалась на здоровых молодых взрослых, учёные спорили почти век…
…А объяснение оказалось на удивление простым: люди, родившиеся после 1889 года, не болели в детстве гриппом, который был сродни тому, что пришёл в 1918-м. Напротив, те, кто постарше, уже познакомились со штаммами, связанными с этим вирусом и приобрели некоторый иммунитет. Проще говоря, свирепость испанки — результат того, что за поколение до неё на смену одному доминантному штамму гриппа пришёл другой.
Майкл Воробей из Аризонского университета (США) и его коллеги рассмотрели эволюционную историю компонентов гриппа 1918 года, который был построен из генов человеческих и птичьих штаммов. Кроме того, исследователи распутали историю доминантных штаммов вируса гриппа вплоть до 1830 года.
Выяснилось следующее. Вспышка так называемого русского гриппа 1889 года (H3N8) привела к тому, что появилось поколение, не знакомое с вирусом будущей испанки (H1N1). После 1900 года грипп H1 стал встречаться чаще, и это поколение приобрело частичную неприкосновенность. Вот почему в 1918 году болезнь почти не трогала своих обычных жертв, то есть пожилых и детей, а вместо этого ударила по людям в возрасте от 18 до 29 лет: погибал примерно каждый двухсотый заразившийся.
Существование этого «окна», конечно, предполагалось. И новое исследование доказало правоту гипотезы, а также пришло к выводу, что предшественник вируса 1918 года возник около 1907 года. Результаты говорят о том, что нужны вакцины, нацеленные не на текущий доминантный штамм, а на штаммы, с которыми наш организм не успел познакомиться в детстве.
Обычно те или иные штаммы сезонного гриппа удерживают господство на протяжении десятилетий. Когда им на смену приходит другая группа штаммов, обычно возникает серьёзная вспышка, затрагивающая весь мир, как это произошло в 2009 году («свиной грипп»), когда погибло около 284 тыс. человек.
Группа г-на Воробья показала, что гены гриппа эволюционируют в организмах птиц, свиней и людей с разной скоростью (у птиц быстрее всего). Пандемия 1918 года не была вызвана внезапным попаданием генов птичьего гриппа в человеческий. На самом деле многие из них переместились в штамм сезонного гриппа вскоре после 1900 года. По-видимому, причиной вспышки стало то, что уже существовавший на тот момент штамм перешёл на другую разновидность гемагглютинина.
В целом учёные заключают, что грипп 1918 года не был безнадёжно смертельным. Современные антибиотики прекрасно справляются с таким его осложнением, как бактериальная пневмония, которая, собственно, и убивала. А с самим вирусом, каким бы он ни был, поможет разобраться универсальная вакцина.
Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Подготовлено по материалам National Geographic. Изображение на заставке принадлежит Shutterstock.