Recipe.Ru

Рынок препаратов экстренной контрацепции в России трансформировался

Рынок препаратов экстренной контрацепции в России трансформировался
рынок препаратов экстренной контрацепции в россии трансформировался


Натуральное потребление средств экстренной контрацепции на розничном фармрынке России в 1 квартале 2025 г. снизилось на 7%. В России для этих целей в ритейле возможно приобрести средства с действующим веществом левоноргестрел и мифепристон в определенных дозировках. Сокращение объемов продаж произошло за счет снижения реализации препаратов содержащих мифепристон в дозировке 10 мг, после включения его в перечень препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, в сентябре 2024 г., что подразумевает отпуск строго по рецепту и сокращает количество учреждений, где доступна продажа данного препарата. При этом препараты левоноргестрела по решению Минздрава официально были исключены из списка рецептурных, теперь их можно приобрести в любых аптеках и даже онлайн без рецепта.

Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж лекарственных препаратов в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma, с января по март 2025 г.  в рознице было реализовано порядка 531 тыс. упаковок препаратов, применяемых для экстренной контрацепции. Из них только 1,4 тыс. приходится на мифепристон, притом, что в 1 квартале прошлого года покупатели приобрели более 176 тыс. упаковок данного средства — за год продажи этой группы препаратов в ритейле почти прекратились (-99% относительно января-марта 2024 г.). Резкое снижение продаж мифепристона фиксировалось уже в 2024 г.: тогда по отношению к предыдущему году продажи его упали на 56%. Реализация препаратов левоноргестрела за это время, напротив, повысилась по отношению к 1 кварталу 2024 г. динамика фиксируется на уровне +34% в упаковках и +41% в руб. В первые три месяца 2025 г. россияне приобрели 529,4 тыс. упаковок препаратов левоноргестрела на сумму 448,8 млн руб.

В розничном сегменте российского рынка в первые три месяца текущего года насчитывалось всего три торговые марки с МНН левоноргестрел для экстренной контрацепции, две из которых представлены компанией «Гедеон Рихтер» и одна отечественной «Фармасинтез». В Государственном реестре лекарственных средств на данный момент помимо перечисленных, зарегистрировано еще три торговые марки с левоноргестрелом предназначенных для подобных целей. Бренды принадлежат компаниям из Македонии, Индии и Израиля. Однако основной объем продаж обеспечивает «Гедеон Рихтер» — на компанию приходится 88% натуральных и порядка 91% рублевых продаж препаратов левоноргестрела для экстренной контрацепции. Остальной объем приходится на бренд от «Фармасинтез»; при этом продукт показал внушительную динамику: по сравнению с 1 кварталом 2024 г. продажи выросли на 91% в руб. и на 56% в упаковках. Тем не менее основным выгодоприобретателем от изменения рецептурного статуса препаратов для экстренной контрацепции стал «Гедеон Рихтер»: рублевый объем продаж за год вырос на 37% (в абсолютном выражении это порядка 112 млн руб.).

Препараты для экстренной контрацепции на основе мифепристона (10 мг) теперь отпускаются в аптеках строго по рецепту. В 1 кв. 2025 г. на розничном рынке было представлено два отечественных препарата — от «Изварино Фарма») и «Фармасинтез». Еще один бренд от компании «Нижфарм» был исключен из реестра в прошлом году по инициативе производителя.

При рассмотрении помесячной динамики продаж препаратов экстренной контрацепции отчетливо видно падение рынка мифепристона и переключение потребителей на безрецептурный левоноргестрел. Причем заметное снижение продаж началось еще в середине прошлого года, а в сентябре уже фиксировалось резкое падение. К примеру, если в сентябре 2023 г. в ритейле было продано 72,7 тыс. упаковок препаратов с мифепристоном, то в сентябре 2024 г. — всего 3 тыс. упаковок (в 24 раза меньше). В марте 2025 г. продажи сократились еще значительнее — за весь месяц в стране было реализовано всего 338 упаковок.



Натуральное потребление средств экстренной контрацепции на розничном фармрынке России в 1 квартале 2025 г. снизилось на 7%. В России для этих целей в ритейле возможно приобрести средства с действующим веществом левоноргестрел и мифепристон в определенных дозировках. Сокращение объемов продаж произошло за счет снижения реализации препаратов содержащих мифепристон в дозировке 10 мг, после включения его в перечень препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, в сентябре 2024 г., что подразумевает отпуск строго по рецепту и сокращает количество учреждений, где доступна продажа данного препарата. При этом препараты левоноргестрела по решению Минздрава официально были исключены из списка рецептурных, теперь их можно приобрести в любых аптеках и даже онлайн без рецепта.

Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж лекарственных препаратов в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma, с января по март 2025 г.  в рознице было реализовано порядка 531 тыс. упаковок препаратов, применяемых для экстренной контрацепции. Из них только 1,4 тыс. приходится на мифепристон, притом, что в 1 квартале прошлого года покупатели приобрели более 176 тыс. упаковок данного средства — за год продажи этой группы препаратов в ритейле почти прекратились (-99% относительно января-марта 2024 г.). Резкое снижение продаж мифепристона фиксировалось уже в 2024 г.: тогда по отношению к предыдущему году продажи его упали на 56%. Реализация препаратов левоноргестрела за это время, напротив, повысилась по отношению к 1 кварталу 2024 г. динамика фиксируется на уровне +34% в упаковках и +41% в руб. В первые три месяца 2025 г. россияне приобрели 529,4 тыс. упаковок препаратов левоноргестрела на сумму 448,8 млн руб.

В розничном сегменте российского рынка в первые три месяца текущего года насчитывалось всего три торговые марки с МНН левоноргестрел для экстренной контрацепции, две из которых представлены компанией «Гедеон Рихтер» и одна отечественной «Фармасинтез». В Государственном реестре лекарственных средств на данный момент помимо перечисленных, зарегистрировано еще три торговые марки с левоноргестрелом предназначенных для подобных целей. Бренды принадлежат компаниям из Македонии, Индии и Израиля. Однако основной объем продаж обеспечивает «Гедеон Рихтер» — на компанию приходится 88% натуральных и порядка 91% рублевых продаж препаратов левоноргестрела для экстренной контрацепции. Остальной объем приходится на бренд от «Фармасинтез»; при этом продукт показал внушительную динамику: по сравнению с 1 кварталом 2024 г. продажи выросли на 91% в руб. и на 56% в упаковках. Тем не менее основным выгодоприобретателем от изменения рецептурного статуса препаратов для экстренной контрацепции стал «Гедеон Рихтер»: рублевый объем продаж за год вырос на 37% (в абсолютном выражении это порядка 112 млн руб.).

Препараты для экстренной контрацепции на основе мифепристона (10 мг) теперь отпускаются в аптеках строго по рецепту. В 1 кв. 2025 г. на розничном рынке было представлено два отечественных препарата — от «Изварино Фарма») и «Фармасинтез». Еще один бренд от компании «Нижфарм» был исключен из реестра в прошлом году по инициативе производителя.

При рассмотрении помесячной динамики продаж препаратов экстренной контрацепции отчетливо видно падение рынка мифепристона и переключение потребителей на безрецептурный левоноргестрел. Причем заметное снижение продаж началось еще в середине прошлого года, а в сентябре уже фиксировалось резкое падение. К примеру, если в сентябре 2023 г. в ритейле было продано 72,7 тыс. упаковок препаратов с мифепристоном, то в сентябре 2024 г. — всего 3 тыс. упаковок (в 24 раза меньше). В марте 2025 г. продажи сократились еще значительнее — за весь месяц в стране было реализовано всего 338 упаковок.

Exit mobile version