Круглый стол «Совершенствование законодательного, организационного и финансового обеспечения оказания онкологической помощи в Российской Федерации» состоялся в Государственной Думе. Эксперты обсудили вопросы законодательного регулирования организации ранней диагностики, лечения, наблюдения и реабилитации пациентов с онкологическими заболеваниями, финансового обеспечения оказания онкологической помощи на основе клинических рекомендаций, лекарственного обеспечения, доступности применения инновационных методов лечения, переоснащения региональных медицинских организаций, а также вопросы обеспечения учреждений высококвалифицированными кадрами.
На мероприятии выступил заместитель Министра здравоохранения РФ Евгений Камкин. В своем докладе он отметил, что реализация федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» позволила вывести оказание помощи пациентам с онкозаболеваниями на качественно новый уровень.
– В соответствии с требованиями порядка по диспансерному наблюдению за взрослыми пациентами, при установлении диагноза ЗНО (злокачественное новообразование), пациент должен быть поставлен на диспансерное наблюдение в течение трех дней и находиться под контролем врачей пожизненно за исключением отдельных заболеваний. Это позволит отслеживать пациента на всех этапах его лечения, контролировать эффективность и переносимость терапии, повышать качество жизни и приверженность к терапии, а также обеспечивать своевременную медицинскую реабилитацию и там, где это необходимо, паллиативную медицинскую помощь, – заявил Евгений Камкин.
В онкологической службе регионов внедряется новая организационная технология – Центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), в которых проводится комплекс диагностических мероприятий, диспансерное наблюдение и противоопухолевая терапия. При этом, такая помощь будет максимально приближена к месту жительства пациента. В 2021 году организовано 125 таких центров в 59 регионах, всего к началу 2022 года в стране уже функционируют более 400 ЦАОПов. В рамках федерального проекта также продолжается строительство и реконструкция онкологических диспансеров и подразделений.
За последние пять лет в базовую программу ОМС включено семь новых методов высокотехнологичной помощи, в том числе применение методов протонной лучевой терапии, которая теперь является доступной для пациента.
— Мы отмечаем тренд на увеличение назначения таргетной терапии во всех лечебных учреждениях: и государственных, и частных, — отметила в своем выступлении заместитель председателя ФФОМС Ольга Царева.
Главный внештатный специалист онколог (Центрального, Приволжского, Северо-Кавказского федерального округа) Минздрава России Андрей Каприн в своем докладе обозначил ключевые аспекты обновления нормативно-правовой базы оказания онкологической помощи. В частности, принятый в 2021 году приказ Минздрава России дал возможность медорганизациямсамим изготавливать радиофармпрепараты, что дало возможность внедрять инновационные методы ядерной медицины.
– В 2020-2021 гг. ключевым мудрым решением Министерства было продолжение работы профильных учреждений и онкологических отделений, что позволило не уменьшить онкологическую помощь в полном объеме в соответствии с международными и российскими рекомендациями, – отметил Андрей Каприн, рассуждая о сложности бесперебойного оказания медпомощи в период распространения коронавирусной инфекции.
Отдельно на мероприятии обсуждались основные положения новой редакции порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях, который, как отметил, главный внештатный специалист онколог (Северо-Западного, Уральского, Сибирского, Южного и Дальневосточного федерального округа) Минздрава России Иван Стилиди, однозначно упрощает механизм обследования пациента.
– Обсуждаемый порядок не вводит новых дополнительных ограничений возможности обращения пациентов в клинику, занимающуюся лечением больных с онкологической патологией. И раньше в субъектах Российской Федерации существовал региональный приказпо маршрутизации. Новый порядок не ограничивает маршрутизацию, а лишь регламентирует требования к ней и закрепляет ответственность государства перед пациентом. Более того, расширяет возможность направить пациента, например, в федеральное учреждение, – подчеркнул Иван Стилиди.
В новом порядке впервые дана возможность всем медицинским организациям независимо от их формы собственности оказывать специализированную медицинскую помощь пациентам с онкозаболеваниями, при условии наличия лицензии и соответствия единым высоким требованиям. Как отметили участники круглого стола, новый порядок избавит от необходимости посещения онкобольными нескольких медучреждений на этапе постановки диагноза, так как все необходимое должно быть сконцентрировано в ЦАОПе, чтобы не заставлять пациента бегать по разным концам города. При этом качество оказания онкопомощи на всех этапах регулируется по единым высоким стандартам вне зависимости от субъекта РФ, где она будет оказываться. Кроме того, комплексный подход оказания такого важного вида медпомощи наконец-то сведет на нет случаи, когда ввиду отсутствия достаточной нормативно-правовой базы и технической оснащенности медучреждений, из всех возможные видов онкопомощи: от хирургического вмешательства до проведения химиотерапии, в регионах в лечении применялись лишь некоторые из них.
Как заявила президент Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй» Ирина Боровова, пациенскоесообщество поддерживает принципы, заложенные в новый порядок. Она отметила, что проведение врачебных консилиумов для пациентов с онкозаболеваниями порой позволяет спасти жизнь. В качестве примера Боровов привела историю своего онкозаболевания, заметив, что изначально ей предлагали лишь хирургическое лечение, однако после уточнения диагноза был проведен консилиум, на котором была сформирована тактика лечения, которая начиналась с химиотерапии.
— Порядок написан онкологами, написан он неплохо. Мы прошли достаточно рутинный путь обсуждений, — отметила Ирина Боровова, вспомнив также, что в самом начале обсуждений так же поднимала вопросы о маршрутизации пациентов. — На первой части обсуждений я тоже стояла на том, что порядок ограничивает право выбора пациента. Ничего подобного! Федеральный закон никто не отменял. По 323-ФЗ мы имеем полное право выбора учреждения.
Сегодня перед онкологической службой стоят задачи по повышению качества и скорости диагностики, уровня раннего выявления злокачественных новообразований, усилению информационно-разъяснительной работы среди населения в целях привлечения населения к профилактике и диспансеризации, а также по обеспечению минимизации рисков заболевания новой коронавирусной инфекцией онкобольных.