Росздравнадзор приступил к регистрации предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Уже приняты документы первых заявителей.
С марта 2009 года Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития организован мониторинг ценовой и ассортиментной доступности лекарственных средств во всех субъектах РФ. В период с января по май 2009 года было выявлено удорожание лекарственных средств в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка в среднем на 11,86%, в госпитальном сегменте — на 12,53%. По результатам мониторинга проводились совместные проверки Росздравнадзора с Генеральной прокуратурой, ФАС, ФСТ. Комплекс мероприятий позволил к сентябрю 2009 г. стабилизировать цены на лекарственные средства. В декабре 2009 года в целом по России рост цен на препараты амбулаторного сегмента составил 0,75%, в тоже время на препараты госпитального сегмента цены снизились на 1,26%.
Мониторинг позволил выявить, что цены на одни и те же лекарственные средства в различных субъектах, в том числе схожих по географическому положению, отличаются в несколько раз. Анализ утвержденных регионами предельных торговых надбавок к ценам на лекарственные средства выявил их значительные отличия от 5 до 100% как в оптовом, так и в розничном звене. Резкое повышение и разброс цен, выявленные мониторингом, свидетельствовали о низкой эффективности существовавшей системы регулирования ценообразования, при которой регистрация цен для субъектов фармацевтического рынка носила заявительный и необязательный характер.
Росздравнадзору в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 № 654 поручена регистрация предельных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС). Перечень ЖНВЛС разработан Минздравсоцразвитием России и утвержден Правительством РФ. В отличие от ранее существовавшего из перечня исключено 223 наименования, добавлено вновь 66. Новый перечень ЖНВЛС состоит из 500 международных непатентованных наименований (МНН), что соответствует 5400 торговым наименованиям, в том числе: 208 сочетаний МНН-лекформ (90 МНН) выпускаются отечественными производителями, 399 МНН-лекформ (160 МНН) – зарубежными производителями.
Отличие новой системы регистрации цен от существовавшей ранее заключается в обязательной регистрации цен для всех препаратов, входящих в перечень ЖНВЛС, а также в наличии единой методики определения предельных отпускных цен производителей и торговых надбавок на ЖНВЛС.
В целях своевременного начала регистрации цен на лекарственные средства Росздравнадзором проведены встречи с представителями фармацевтического сообщества, подготовлен программный продукт, обучены специалисты, подготовлена и размещена на сайте Росздравнадзора вся необходимая для производителей информация, направлены письма отечественным производителям и в представительства зарубежных компаний. В настоящее время важно, чтобы производители ответственно подошли к своевременному предоставлению необходимых документов для регистрации цен.
В тоже время начало работы по изменению существующей системы ценообразования может быть сопряжено с определенного рода рисками, связанными с нерасторопностью фармпроизводителей. Федеральная служба в рамках своих полномочий предпринимала и будет предпринимать все необходимые меры для мониторинга ситуации и предупреждения завышения цен на лекарственные средства или возникновения дефектуры на некоторые из них. Остается нерешенным вопрос о наделении Росздравнадзора полномочиями по контролю за установлением цен на ЖНВЛС с обязательным принятием по результатам контрольных мероприятий исчерпывающих мер реагирования.
В большинстве стран, где реализуются государственные программы лекарственного обеспечения населения, цены на лекарства в той или иной степени регулируются государством. Если государство тратит деньги налогоплательщиков на закупки лекарственных средств, то регулирование цен должно обеспечивать в полной мере право каждого пациента на доступную и качественную лекарственную помощь.