Recipe.Ru

Росздравнадзор подтвердил плохое качество медицинских услуг

Российское здравоохранение находится в плачевном состоянии, финансовыми вливаниями в рамках нацпроекта «Здоровье» положение пока исправить не удается. Об этом говорилось на завершившейся вчера в Москве всероссийской конференции «Медицина и качество 2007».

При этом подавляющее большинство врачей выступает против введения системы оценки качества медицинских услуг в повседневную практику. В течение года Росздравнадзор провел проверки в 3074 лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ). В 348 случаях результаты проверок были переданы в органы прокуратуры, 4090 главных врачей получили предписания, а 1774 ЛПУ — административные решения. Росздравнадзор взыскал с медиков 9,1 млн рублей штрафов. По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 47% ЛПУ оказывают услуги без необходимой лицензии.

Об ухудшении качества услуг свидетельствуют результаты опросов населения, растет число исков от пациентов. В то же время ответственность врача сегодня никак не застрахована. По мнению заместителя руководителя Росздравнадзора Ирины Серегиной, анализировавшей результаты проверок в 11 субъектах федерации, сегодня вообще не приходится говорить о существовании отлаженной системы управления качеством медуслуг. Не хватает действующих программ, экспертов или уполномоченных по качеству услуг. Их правовой статус не определен, нет нормативной базы и единой терминологии.

 Финансирование ЛПУ не отвечает объемам гарантированной медицинской помощи. Такая ситуация сложилась, несмотря на разработку специальной программы на 2003—2007 годы. Во многих ЛПУ по-прежнему назначаются «только массаж и витамины», более часа приходится ждать приезда скорой помощи, пришедшие на прием пациенты ожидают своей очереди от одного до трех часов, а очередь на серьезные обследования растягивается на месяц. Хуже всего дело обстоит в сельской местности.

Расследуя дела о врачебных ошибках, Генеральная прокуратура в 2006 году в качестве причин чаще всего называла некачественность медицинских услуг, попустительство, халатность, необоснованный отказ в оказании скорой помощи, взимание денег за помещение в стационар государственных ЛПУ для лечения. Решить эти проблемы на практике могла бы система страховой медицины. Но, как показывают соцопросы, при всем недовольстве нынешней ситуацией до 50% населения не готовы даже частично платить за лечение.

Еще одна проблема — продажа фальсифицированных лекарств. Для ее решения Росздравнадзор в ближайшее время обещает принять реальные меры. В каждом из семи федеральных округов в рамках реализации национального проекта «Здоровье» будут построены крупные лабораторные центры. На их базе будут исследоваться лекарственные препараты, чтобы предотвратить попадание на аптечный рынок фальшивок.

Глава Росздравнадзора Николай Юргель отметил особую важность постоянного контроля за качеством препаратов. По его данным, в стране только 9% фармацевтических исследовательских лабораторий оснащены высокоточным современным оборудованием, а оснащенность 70% российских лабораторий Юргель назвал неудовлетворительной. На строительство каждого нового лабораторного центра придется потратить 60 млн рублей. Кроме того, на поддержание деятельности лаборатории нужно будет выделять еще 15 млн. рублей ежегодно, отметил Юргель.

Одной из задач нацпроекта «Здоровье» названо улучшение материальной базы отечественного здравоохранения. При этом есть проблемы с рациональным использованием средств. Как сообщил глава Росздравнадзора, в российских больницах сегодня простаивает 10% лабораторного оборудования, 262 аппарата для УЗИ и 624 ЭКГ- аппарата. В целом бездействует 8% всего оборудования в российских ЛПУ. Правда, в отечественном здравоохранении весьма сложна система списания и вывоза отслужившего службу медицинского оборудования, из-за чего растет процент простаивающих аппаратов.

Приятные исключения

В некоторых регионах ситуация лучше, чем в целом по стране. В качестве примера чиновники от здравоохранения приводят Санкт-Петербург, Кемеровскую, Волгоградскую и Московскую области, Ставропольский край. Тон работы по улучшению качества медобслуживания в Московской области, например, задает консультационно-аналитический центр управления качеством в здравоохранении.

Центр первым в области привел свою работу в соответствие с международным стандартом ИСО 9001:2000. Принципиально решать вопросы качества медицинских услуг позволяет установленная в центре автоматизированная экспертная система оценки услуг здравоохранения. В нее заносятся все данные по услугам, их доступности и результативности, сроки ожидания, показатели заболеваемости, информация о соблюдении протоколов ведения больных. По результатам работы и проверок врачами-экспертами формируются тарифы платных услуг, разрешенные ЛПУ.

В целях улучшения качества введена добровольная сертификация ЛПУ. Документ служит подтверждением высокого статуса и рейтинга лечебного учреждения. По данным первого заместителя министра здравоохранения Московской области Константина Герцева, приведенным на конференции, в прошлом году 53 ЛПУ области подавали заявки на сертификацию, однако 10% учреждений не подтвердили статус, и заявки не были удовлетворены.

Аналитики говорят, что главные претензии по качеству медицинских услуг касаются недоработок в области управления, потому оцениваться медицинские услуги должны на всех уровнях — федеральном, региональном и в конкретном лечебном учреждении. Тем не менее социологические опросы показывают, что только 26,8% врачей первичного звена положительно относятся к перспективе введения оценок качества услуг в ежедневную медицинскую практику, а 73,2% категорически возражают против такого контроля.

Exit mobile version