В январе — феврале текущего года аптеки продали 903 млн упаковок лекарств на 224 млрд руб. Россияне в этот период чаще стали приобретать в аптеках противовирусные, общетонизирующие и противопростудные препараты.
Продажи лекарств в аптеках в первые два месяца текущего года увеличились на 19% по отношению к аналогичному периоду 2021 года. В натуральном выражении рынок вырос на 9%, до 903 млн упаковок, подсчитал «ФВ» по данным AlphaRM.
В январе — феврале 2021 года, напротив, наблюдалось снижение в натуральном выражении по сравнению с таким же периодом 2020 года. Продажи тогда сократились на 8% в упаковках, в деньгах рост составлял +6%.
Средняя цена на лекарства в аптеках выросла с 229 руб. за упаковку по итогам января — февраля 2021 года до 248 руб. в этот же период 2022-го.
Источник: AlphaRM
Какие лекарства лидировали
Первую тройку самых популярных терапевтических групп (по классификации EphMRA, второй уровень) составляют: противовирусные препараты для системного использования, противопростудные и противокашлевые препараты, ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (АПФ).
Противовирусные средства с пятого места в январе — феврале 2021 года поднялись на первое. В аналогичный период 2022 года лекарств этой группы из аптек продали на 18,2 млрд руб. (+138%). В упаковках рост противовирусных средств также значительный: +123%. В аптеках за два месяца текущего года продалось 35 млн упаковок этих средств.
Противопростудные и противокашлевые препараты стали вторыми по популярности в анализируемый период: рост в рублях +62%, в упаковках +51%.
Группа ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента (АПФ) в январе — феврале 2021 года лидировала в аптечном сегменте в стоимостном выражении. По итогам двух первых месяцев текущего года эти средства опустились на третье место, почти не изменившись в стоимостном объеме, в упаковках же продажи в данной группе снизились на 5%.
Источник: AlphaRM
В январе — феврале текущего года почти в три раза выросли продажи общетонизирующих препаратов относительно января — февраля 2021 года. В пятерку лидеров по приросту также вошли препараты для лечения заболеваний горла (+73%) и иммуностимуляторы (+53%).
Максимальное сокращение продаж продемонстрировали ранозаживляющие средства (-12%). У местных кортикостероидов и миорелаксантов продажи в деньгах сократились на 7%.
Источник: AlphaRM
Популярные бренды
В рейтинге брендов в стоимостном выражении лидером по итогам двух месяцев 2022 года стал противовирусный препарат «Арбидол», который поднялся со второго на первое место. Его продажи увеличились более чем в три раза.
Предыдущий лидер, антикоагулянт «Ксарелто», опустился на четвертую позицию, сохранив положительную динамику (+7%).
На втором месте расположился еще один антикоагулянт «Эликвис», с приростом в 73%. На третью строчку поднялось противовирусное средство «Ингавирин» (+81%).
Значительным приростом отличился бренд «Гриппферон» (+233%), поднявшись с 35-го места на шестое.
ТОР10 брендов в стоимостном выражении на аптечном рынке в январе — феврале 2022 года | |||||
Рейтинг | Бренд | Доля продаж, % | Прирост продаж январь-февраль 2022/январь-февраль 2021, % | ||
Январь-февраль 2022 | Январь-февраль 2021 | Январь-февраль 2021 | Январь-февраль 2022 | ||
1 | 2 | Арбидол | 1,2 | 3,3 | 225 |
2 | 3 | Эликвис | 0,9 | 1,4 | 73 |
3 | 4 | Ингавирин | 0,8 | 1,3 | 81 |
4 | 1 | Ксарелто | 1,3 | 1,2 | 7 |
5 | 10 | Терафлю | 0,6 | 0,9 | 94 |
6 | 35 | Гриппферон | 0,3 | 0,9 | 233 |
7 | 8 | Нурофен | 0,6 | 0,6 | 19 |
8 | 30 | Граммидин | 0,4 | 0,6 | 96 |
9 | 13 | Мирамистин | 0,5 | 0,6 | 49 |
10 | 5 | Гептрал | 0,7 | 0,6 | 1 |
Источник: AlphaRM |
Какие округи лидировали
Максимальную долю продаж в стране занимает Центральный федеральный округ – около 32% аптечного рынка в деньгах приходится на него. Приволжский ФО на втором месте по продажам, с долей рынка 18%. Южный ФО занимает 12% рынка. Минимальная доля аптечного рынка у Северо-Кавказского округа (3%).
Источник: AlphaRM
Динамика в субъектах
Тройку лидирующих субъектов по продажам в рублях составляют: Москва, Московская область и Санкт-Петербург. На их долю приходится около 25% стоимостных продаж в России.
Значительной положительной динамикой отличились: Республика Карелия (+40,8%), Крым (+34,5%) и Чеченская Республика (+34%).
В этих субъектах выросли продажи противовирусных и противопростудных средств. Самыми популярными брендами в трех названных субъектах в анализируемый период были: «Арбидол», «Ксарелто», «Ингавирин» и «Терафлю».
Источник: AlphaRM