В 2020 году объем рынка препаратов на растительной основе составил 44,3 млрд руб. В аптеках было реализовано около 388 млн упаковок. За год аптечный рынок таких средств вырос на 5% в рублях и на 2% в упаковках. В денежном выражении в продаже лидируют растительные препараты в форме таблеток и капсул, в натуральном – настойки.
В 2020 году в аптеках было реализовано около 388 млн упаковок растительных препаратов на сумму 44,3 млрд руб., подсчитали «ФВ» совместно с AlphaRM. Несмотря на то что за последние семь лет рынок неуклонно растет в рублях (+28%) относительно 2014 года, в упаковках продажи сократились за этот период почти на 9%. Скорее всего, это обусловлено подорожанием продукции, так как цена на средства растительного происхождения выросла за эти годы на 40%.
Динамика рынка
В 2019 году объем рынка лекарств с растительными компонентами составлял около 42 млрд руб., в 2020 году этот показатель вырос до 44,3 млрд. Стоит отметить, что растительные препараты присутствуют также в госзакупках. В 2020 году госзаказчики закупили более миллиона упаковок таких средств на сумму 162,6 млн руб. В последние годы закупки стремительно сокращаются. С 2014 года падение составило 53% в рублях и 68% в упаковках. Средняя стоимость в госсегменте также увеличилась – на 46% относительно 2014 года.
Источник: AlphaRM
Источник: AlphaRM
Структура рынка
В 2020 году на аптечном рынке обращалось примерно 332 бренда лекарств растительного происхождения, относительно 2014 года их количество незначительно увеличилось. В госсегменте же, напротив, сократилось: до 240 с 277 торговых марок, представленных семью годами ранее.
Источник: AlphaRM
Почти половина всех средств с растительными компонентами на рынке в стоимостном выражении продаются в виде таблеток (включая пастилки) и капсул. Также покупатели часто приобретают препараты в жидкой форме – их доля 14%. В натуральном выражении твердая лекарственная форма занимает 28,7% рынка, а чаще всего покупатели приобретают лекарства в виде настойки — 29,6%. В 2020 году самой востребованной была настойка пустырника, продажи составили почти 29 млн упаковок. На втором месте с результатом 22,4 млн упаковок — настойка валерианы, на третьем – боярышник с почти 19 млн упаковок.
Источник: AlphaRM
Дешевое сырье
Среди форм выпуска самой дорогостоящей традиционно остается твердая лекарственная форма: таблетки, капсулы, пастилки. Их средневзвешенная стоимость составляет 194 руб. за упаковку. Самой бюджетной на сегодняшний день оказалась настойка на растительной основе – 28 руб. Стоит отметить, что препараты в этой форме в 2014 году стоили всего 15 руб. За эти годы цена на настойки выросла в среднем на 78%. Растительное сырье (трава, корни и т.д.) также подорожало — с 55 руб. за упаковку в 2014 году до 78 руб. в ушедшем. Самым популярным сырьем на аптечных полках по праву можно считать «Ромашки цветки». Эта марка вошла в ТОР10 брендов и заняла пятое место. На рынке насчитывается около 20 производителей растительного сырья, и большинство из них в портфеле имеют более 50 различных наименований марок, которые имеют статус лекарственного средства в ГРЛС.
Производители растительного сырья на отраслевых конференциях иногда сетуют, что конкуренцию лекарствам в виде растительного сырья составляют различные фиточаи, которые регистрируются как БАД. Однако посетители аптек предпочитают покупать травы, зарегистрированные как лекарства. В 2020 году в фармрознице таких препаратов было продано на 6,7 млрд руб., это почти в четыре раза больше, чем продажи фиточая, которые были на уровне 1,8 млрд руб.
Рейтинги
В первой пятерке брендов изменений по сравнению с 2019 годом нет. Все остались на своих местах. На первых двух строчках расположились марки производства Bionorica: лидер – «Канефрон Н» с приростом продаж в 9% и «Синупрет», показавший небольшое снижение (на 0,3%) относительно 2019 года. На третьем месте бренд «Простамол Уно» (+6%).
ТОР10 брендов препаратов растительного происхождения в аптечном сегменте в 2019—2020 годах | ||||||
Рейтинг | Бренд | Корпорация | Объем продаж, млрд руб. | Прирост продаж, 2020/2019, % | ||
2020 | 2019 | 2019 | 2020 | |||
1 | 1 | Канефрон Н | Bionorica | 4,3 | 4,7 | 9 |
2 | 2 | Синупрет | Bionorica | 2,5 | 2,5 | -0,3 |
3 | 3 | Простамол Уно | Berlin-Chemie AG | 2,1 | 2,2 | 6 |
4 | 4 | Доктор Мом | Johnson & Johnson | 1,6 | 1,6 | -1 |
5 | 5 | Ромашки цветки | Различные производители | 1,4 | 1,4 | -3 |
6 | 7 | Цистон | Himalaya | 1,0 | 1,1 | 6 |
7 | 9 | Хофитол | Mayoly Spindler | 0,9 | 1,1 | 15 |
8 | 10 | Танакан | Ipsen | 0,8 | 1,0 | 22 |
9 | 6 | Гербион | Krka | 1,1 | 1,0 | -5 |
10 | 8 | Тонзилгон Н | Bionorica | 1,0 | 1,0 | -0,3 |
Источник: AlphaRM |
В ТОР10 корпораций лидером остается компания Bionorica – объем продаж в 2020 году 9 млрд руб. В ушедшем году в аптеках было представлено шесть препаратов этой компании. На втором месте рейтинга корпораций – производитель растительного сырья «Красногорсклексредства». Компания выпускает на рынок около 65 продуктов, объем продаж которых в аптеках — более 4 млрд руб.
ТОР10 корпораций/производителей препаратов растительного происхождения в аптечном сегменте в 2019—2020 годах | |||||
Рейтинг | Корпорация | Объем продаж, млрд руб. | Прирост продаж, 2020/2019, % | ||
2020 | 2019 | 2019 | 2020 | ||
1 | 1 | Bionorica | 8,5 | 9,0 | 5 |
2 | 2 | Красногорсклексредства | 4,0 | 4,2 | 7 |
3 | 3 | Berlin-Chemie AG | 2,6 | 2,6 | 3 |
4 | 7 | Вифитех | 1,3 | 1,6 | 24 |
5 | 4 | Johnson & Johnson | 1,6 | 1,6 | -1 |
6 | 8 | Гиппократ | 1,2 | 1,5 | 24 |
7 | 6 | Himalaya | 1,3 | 1,5 | 12 |
8 | 5 | Krka | 1,4 | 1,3 | -7 |
9 | 9 | Sanofi | 1,0 | 1,1 | 7 |
10 | 11 | Mayoly Spindler | 0,9 | 1,1 | 15 |
Источник: AlphaRM |
На первом месте по популярности среди терапевтических групп стоит группа отхаркивающих препаратов. В эту группу входят более 30 брендов с разными формами выпуска: таблетки и пастилки от кашля, сиропы, фиточай и т.д. Далее идут препараты для лечения урологических заболеваний, незначительно уступающие лидирующей группе по продажам. В ТОР5 EphMRA-групп также входят снотворные и седативные средства, препараты для лечения заболеваний предстательной железы и прочие терапевтические средства.
ТОР5 EphMRA-групп 3-го уровня препаратов растительного происхождения в аптечном сегменте в 2019—2020 годах | ||||
Рейтинг | EphMRA-группа | Объем продаж, млрд руб. | Прирост продаж, 2020/2019, % | |
2019 | 2020 | |||
1 | R5C — отхаркивающие препараты | 6,8 | 6,5 | -4 |
2 | G4X — другие препараты для лечения урологических заболеваний | 5,8 | 6,5 | 12 |
3 | V3X — прочие терапевтические средства | 3,4 | 3,9 | 15 |
4 | N5B — снотворные и седативные препараты | 3,1 | 3,6 | 16 |
5 | G4C — препараты для лечения доброкачественной гипертрофии предстательной железы | 2,5 | 2,6 | 3 |
Источник: AlphaRM |