Всемирный день памяти умерших от СПИДа заставляет напрягаться всех: и медицинских работников, и педагогов, и журналистов. Дни «вокруг» этой даты (третье воскресенье мая) традиционно заполнены активностью «выше фоновых значений». Кто-то проводит «круглые столы», кто-то участвует в проведении лекций в учебных заведениях, а где-то заказывают молебны в храмах или запускают в воздух шарики в память об умерших от ВИЧ-инфекции родственниках и знакомых.
Лично мне очень не нравится, что в последние годы в России, после того, как за это дело взялся Фонд, возглавляемой С.Медведевой, День памяти умерших оказался в тени широко рекламируемой Всероссийской недели тестирования, проводимой в рамках Всероссийской же акции «СТОП ВИЧ/СПИД».
И как-то само по себе произошло смещение акцентов: от необходимости осмысления пройденного пути и выработки адекватных ситуации мер противодействия эпидемии к достаточно примитивной констатации ряда фактов — как самой С.Медведевой, так и министром здравоохранения В.Скворцовой (http://стопвичспид.рф):
— в стране живут с ВИЧ более 900 тысяч человек;
— каждый час в России заражается 10 человек;
— в 2017г. прошли тестирование на ВИЧ от более 32 млн. до около 34 млн. человек (с подсчетом результатов у МЗ РФ всегда были трудности) и…
…закономерный то ли вывод, то ли лозунг: «Остановим СПИД вместе!», а также приглашение-императив: «Пройди тест на ВИЧ». Мол, как только все тест пройдем, так сразу и эпидемию остановим. И, нужно признать, судя по победным реляциям, мы находимся в двух шагах от победы. Если учесть, что «информированием было охвачено более 60% населения нашей страны», а «уровень знаний населения о ВИЧ-инфекции увеличился до 84%».
Но, как известно, последний бой – он трудный самый. И победные рапорты о резком увеличении охвата лечением ВИЧ-инфицированных, находящихся на диспансерном наблюдении, что позволило взять на лечение более 60 тысяч человек, при внимательном рассмотрении оптимизма не вызывают.
Во-первых, потому, что были взяты на лечение только 60 тысяч человек, а выявлено в 2017г. – более 100 тысяч больных ВИЧ-инфекцией (по рекомендациям ВОЗ лечение следует назначать сразу при выявлении).
Во-вторых, не следует забывать, что:
— далеко не все больные знают о своем диагнозе и при существующей организации медицинского освидетельствования будут узнавать о заболевании слишком поздно (это люди из групп риска, которые в связи со своим образом жизни, недоверием к органам власти в сфере здравоохранения и боязни поражения в правах обследоваться торопиться не будут);
— от 25% до 30% уже выявленных больных не встают на учет в Центрах СПИД (по вышеперечисленным причинам), а из тех, кто на учете состоит, около 25% посещают Центр СПИД всего лишь один раз в год, чего явно недостаточно для получения непрерывного и пожизненного лечения.
Обычному гражданину простительно то, что не должно прощаться профессионалам. Многочисленные статьи в сети Интернет по поводу дважды в год повторяющихся памятных для вовлеченных в борьбу со СПИДом дат, создают благостную картинку не сегодня-завтра ожидаемой победы. Над «Чумой XX века», плавно ставшей чумой века XXI. Мол, существующие методы лечения позволяют жить больным ВИЧ-инфекцией долго и счастливо. И это справедливо, но не для всех в России. Если лечение не является непрерывным и пожизненным, то оно может принести больше вреда, чем пользы.
Но об этом официальные лица почему-то молчат. Достойное уважения исключение – В.Покровский. Приводимая Федеральным Центром СПИД, который он возглавляет, информация заставляет вспомнить о лозунгах, под которыми проводятся эти мероприятия, посвященные Международному Дню памяти умерших и не «вывалиться» из общемирового процесса. А в 2018г. лозунг Дня памяти — «Размышляя о нашем прошлом, готовясь к нашему будущему».
Многим, наверное, не хочется размышлять о прошлом. Тем более, когда это прошлое связано с человеческими жертвами, которых можно было бы избежать. Если бы не реальная «Чума XX века» — руководство противодействием эпидемии ВИЧ-инфекции в стране.
К сожалению, стремление чиновников любой ценой выполнить индикаторы Государственной стратегии противодействия ВИЧ-инфекции приводит к принуждению специалистов «повысить охват» лечением. В том числе и за счет тех, кто просто не в состоянии лечиться непрерывно и пожизненно.
«Идя навстречу» врачам, некоторые пациенты соглашаются на начало терапии, понимая, что принимать ее они не смогут. Получают дорогостоящие препараты и складывают их в тумбочке. Цифры «охвата» выполнены – ущерб экономике нанесен.
Верноподданический зуд в деле достижения «охвата» лечением приводит еще к одной проблеме: к перебоям в предоставлении больным препаратов, связанным с несовершенством системы государственных закупок и отказом некоторых регионов закупать препараты за счет областных бюджетов. «Экономия» при закупках препаратов сводится зачастую к приобретению лекарств дешевых и менее эффективных, обладающих бОльшим количеством побочных эффектов. Такие препараты пациенты чаще всего отказываются принимать.
Картинка 1
Эпизодический и непостоянный прием препаратов приводит к резистентности ВИЧ (устойчивости к применяемым лекарственным препаратам). Если в 2005-2009гг. резистентными штаммами заражались около 3% пациентов, то в 2010-2015гг. – около 6%. В 2017г. в ряде регионов страны первичная резистентность выросла до 9,7%.
О том, что усилия по охвату лечением недостаточно эффективны, свидетельствует рост числа смертей ВИЧ-инфицированных. Почему-то в День памяти умерших не приводятся данные о том, что из 1,2 млн. зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в России умерли уже 276 660 чел. – 22,7%.
В 2016 г. ВИЧ-инфекция была причиной более половины от всех смертей от инфекционных болезней (52,5%), рост смертности в связи с ВИЧ-инфекцией вызывал и общий прирост числа смертей от инфекционных заболеваний в стране. При этом умирают инфицированные ВИЧ в молодом возрасте (в среднем 38 лет). И у этих людей есть еще и дети, которым родители желают долгой и счастливой жизни.
Картинка 2.
В 2017 г. в Российской Федерации умерло 31 898 больных ВИЧ-инфекцией (на 4,4% больше, чем в 2016 г.). Каждый день умирают 80 ВИЧ-инфицированных.
Картинка 3.
Это люди, которые не должны умирать при существующих возможностях здравоохранения. Их смерти – наш позор.
Автор: Сергей Олейник, врач-эпидемиолог, специалист по социально значимым заболеваниям