Роскачество поделилось итогами мониторинга рынка БАД
new_adm
Российский рынок биологически активных добавок (БАД), чей объем превышает 150 млрд руб., демонстрирует рост, однако его развитие сопровождается серьезными проблемами с качеством и законностью оборота продукции. Такие данные следуют из мониторинга, проведенного Роскачеством, результаты которого представили на конференции «Общественно-профессиональный контроль БАД», передает корреспондент «ФВ».
«Текущая ситуация в нише скорее повод для негативных прогнозов инвестиционного климата и, следовательно, развития рынка, чем повод для оптимизма и достижения национальной цели, которая невозможна без смены парадигмы и подходов», – сказала заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
По ее словам, в 2024 году продажи БАД в онлайн-каналах выросли на 46%, и сегодня на крупнейших маркетплейсах представлено более 130 тыс. наименований. При этом 27% интернет-пользователей (21,1 млн чел.) покупали добавки именно онлайн. Однако проверка показала, что значительная часть этой продукции не соответствует требованиям.
Результат мониторинга
Елена Саратцева рассказала, что в ходе мониторинга БАД и товаров, которые под них мимикрируют, реализуемых через онлайн-каналы продаж, выявили четыре типовых несоответствия действующему законодательству:
Реализация лекарств (включая рецептурные и незарегистрированные) на онлайн-площадках без лицензии.
В ходе мониторинга, проведенного при содействии Союза производителей БАД, выявили 60 тысяч упаковок (общий объем продукции), реализуемой без свидетельства о госрегистрации (СГР, больше 400 товаров с запрещенными веществами в составе, больше 1000 товаров с завышенными дозировками), а также больше 200 лекарственных средств, в том числе незарегистрированных и рецептурных, на онлайн-площадках без соответствующей лицензии.
Больше 1700 карточек товаров с выявленными в ходе мониторинга нарушениями были заблокированы онлайн-площадками.
Недобросовестные продавцы уклоняются от получения СГР. Получая вместо регистрации декларации на пищевые добавки, они могут избежать маркировки, которая требуется для БАД. В ходе мониторинга Росаккредитация проверила сертификаты и декларации соответствия ТР ТС, 68 деклараций были заблокированы.
«Производитель не является подконтрольным субъектом для Росаккредитации. Но для 68 позиций, а в декларации, как вы понимаете, не одна, а как правило групповая история, Росаккредитация, понимая социальную значимость этой категории, нашла основания и заблокировала их. То есть товары ни в каком виде не могут реализовываться ни на маркетплейсах, ни в открытой продаже», – пояснила Елена Саратцева.
Рынок продукции, требующей специальной государственной регистрации, находится в фокусе особого внимания. Также она добавила, что на прошедшем заседании госкомиссии все регуляторы, Минсельхоз и Минпромторг России, согласились с необходимостью ужесточения требований к пищевым добавкам для недопущения реализации БАД под их видом, если это потребуется.
Ситуацию усугубляет низкая осведомленность потребителей, считает спикер. Она привела данные DSM Group, согласно которым 78% покупателей считают состав главным критерием выбора БАД, но при этом 67% начинают прием добавок «вслепую», не сдавая анализы для проверки дефицитов.
При онлайн-покупке россияне чаще всего ориентируются на состав (33%), отзывы (15%) и цену (15%), в то время как наличие свидетельства о регистрации является важным лишь для 8% покупателей, об этом говорят данные Data Insight. Елена Саратцева подчеркнула, что среди критериев выбора БАД нет «консультации с врачом», которые теперь должны назначать БАД по закону.
В качестве пилотной категории для анализа вместе с Союзом производителей БАД был выбран один из самых популярных у потребителей продуктов — омега-3, который часто принимается без назначения врача. Мониторинг выявил критические несоответствия. Результаты показали, что 60% протестированных образцов от 15 торговых марок не соответствуют обязательным требованиям: 53% добавок имеют отклонения по содержанию омега-3 кислот, 40% — по уровню докозагексаеновой кислоты (ДГК), а 26% — по уровню эйкозапентаеновой кислоты (ЭПК). При этом каждый восьмой продукт (13%) реализуется с нарушениями маркировки, включая отсутствие госрегистрации и маркировки «Честный знак», что противоречит постановлению № 886 (добавки реализуются с декларациями соответствия).
Российский рынок биологически активных добавок (БАД), чей объем превышает 150 млрд руб., демонстрирует рост, однако его развитие сопровождается серьезными проблемами с качеством и законностью оборота продукции. Такие данные следуют из мониторинга, проведенного Роскачеством, результаты которого представили на конференции «Общественно-профессиональный контроль БАД», передает корреспондент «ФВ».
«Текущая ситуация в нише скорее повод для негативных прогнозов инвестиционного климата и, следовательно, развития рынка, чем повод для оптимизма и достижения национальной цели, которая невозможна без смены парадигмы и подходов», – сказала заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
По ее словам, в 2024 году продажи БАД в онлайн-каналах выросли на 46%, и сегодня на крупнейших маркетплейсах представлено более 130 тыс. наименований. При этом 27% интернет-пользователей (21,1 млн чел.) покупали добавки именно онлайн. Однако проверка показала, что значительная часть этой продукции не соответствует требованиям.
Результат мониторинга
Елена Саратцева рассказала, что в ходе мониторинга БАД и товаров, которые под них мимикрируют, реализуемых через онлайн-каналы продаж, выявили четыре типовых несоответствия действующему законодательству:
Реализация лекарств (включая рецептурные и незарегистрированные) на онлайн-площадках без лицензии.
В ходе мониторинга, проведенного при содействии Союза производителей БАД, выявили 60 тысяч упаковок (общий объем продукции), реализуемой без свидетельства о госрегистрации (СГР, больше 400 товаров с запрещенными веществами в составе, больше 1000 товаров с завышенными дозировками), а также больше 200 лекарственных средств, в том числе незарегистрированных и рецептурных, на онлайн-площадках без соответствующей лицензии.
Больше 1700 карточек товаров с выявленными в ходе мониторинга нарушениями были заблокированы онлайн-площадками.
Недобросовестные продавцы уклоняются от получения СГР. Получая вместо регистрации декларации на пищевые добавки, они могут избежать маркировки, которая требуется для БАД. В ходе мониторинга Росаккредитация проверила сертификаты и декларации соответствия ТР ТС, 68 деклараций были заблокированы.
«Производитель не является подконтрольным субъектом для Росаккредитации. Но для 68 позиций, а в декларации, как вы понимаете, не одна, а как правило групповая история, Росаккредитация, понимая социальную значимость этой категории, нашла основания и заблокировала их. То есть товары ни в каком виде не могут реализовываться ни на маркетплейсах, ни в открытой продаже», – пояснила Елена Саратцева.
Рынок продукции, требующей специальной государственной регистрации, находится в фокусе особого внимания. Также она добавила, что на прошедшем заседании госкомиссии все регуляторы, Минсельхоз и Минпромторг России, согласились с необходимостью ужесточения требований к пищевым добавкам для недопущения реализации БАД под их видом, если это потребуется.
Ситуацию усугубляет низкая осведомленность потребителей, считает спикер. Она привела данные DSM Group, согласно которым 78% покупателей считают состав главным критерием выбора БАД, но при этом 67% начинают прием добавок «вслепую», не сдавая анализы для проверки дефицитов.
При онлайн-покупке россияне чаще всего ориентируются на состав (33%), отзывы (15%) и цену (15%), в то время как наличие свидетельства о регистрации является важным лишь для 8% покупателей, об этом говорят данные Data Insight. Елена Саратцева подчеркнула, что среди критериев выбора БАД нет «консультации с врачом», которые теперь должны назначать БАД по закону.
В качестве пилотной категории для анализа вместе с Союзом производителей БАД был выбран один из самых популярных у потребителей продуктов — омега-3, который часто принимается без назначения врача. Мониторинг выявил критические несоответствия. Результаты показали, что 60% протестированных образцов от 15 торговых марок не соответствуют обязательным требованиям: 53% добавок имеют отклонения по содержанию омега-3 кислот, 40% — по уровню докозагексаеновой кислоты (ДГК), а 26% — по уровню эйкозапентаеновой кислоты (ЭПК). При этом каждый восьмой продукт (13%) реализуется с нарушениями маркировки, включая отсутствие госрегистрации и маркировки «Честный знак», что противоречит постановлению № 886 (добавки реализуются с декларациями соответствия).