Проблемой общения людей с ограниченными возможностями занимаются во всем мире. Постоянно разрабатываются новые методы и средства, и одно из таких средств на саммите ООН 23-24 мая представит старшеклассник, обучающийся в одной из школ Петербурга. Школьник, у которого диагностированы тяжелая форма ДЦП и дизартрия (нарушение устной речи), расскажет о созданных им программах для альтернативной коммуникации.
Ивану Бакаидову 17 лет, он учится в 9 классе, увлекается программированием и паралимпийской версией бочче (игра с мячом на точность). Конкурсный отбор на саммит он прошел еще в начале апреля, заняв одно из 22 мест, на которые претендовали 70 человек, но у семьи подростка не было денег на поездку. Сейчас, благодаря помощи, в том числе, со стороны депутата Вячеслава Макарова, у Ивана появилась возможность представить в Турции свой доклад. Об этом написала его мать на своей странице в социальной сети.
В России планируется запустить новую социальную сеть специализированной направленности. Общаться в ней смогут даже те люди, которые не имеют возможности двигаться и говорить. Проект сети носит название «Нейрочат», разработка идет по «дорожной карте» NeuroNet «Национальной технологической инициативы» (НТИ).
Подросток создал три программы и одну игру, которые будут полезны для людей с затруднениями письменной и устной речи. Эти программы уже используются в его школе: управляемая одной кнопкой клавиатура DisQwerty, DisType, озвучивающая напечатанные фразы, сохраняя из них самые частые, DisTalk для людей с серьезными нарушениями письменной и устной речи, а также игра для понимания принципа перебора DisCoin. Иван Бакаидов собирается продвигать альтернативную коммуникацию в России и считает, что участие в саммите ему в этом поможет.
Для людей с нарушениями зрения также появляются новые средства общения. В начале мая некоммерческая организация из Бразилии сообщила о создании «Конструктора Брайля» (Braille Bricks). Он похож на известный всем Lego, но сверху на блоках вместо привычных пар штырьков находятся комбинации из точек в соответствии с шрифтом Брайля. Этим конструктором могут играть и зрячие, и незрячие (для них это аналог кубиков с буквами) дети, что, по мнению его создателей, может оказаться крайне полезным для интеграции слабовидящих в общество. Сейчас выпущена ограниченная партия «Конструктора Брайля» — около 300 наборов, но разработчики надеются, что их идея заинтересует производителей игрушек.
В США создали программируемого робота для детей с аутизмом. «Робокомпаньон» Leka имеет круглую форму, может издавать звуки, светиться разными цветами, на одной его стороне размещено «лицо», которое может менять выражения. Робота можно программировать с помощью приложений под iOs и Android, он управляется через Bluetooth и имеет несколько встроенных игр, развивающих моторные и когнитивные функции. Создатели робокомпаньона говорят, что их разработка будет полезна для детей с особенностями развития, развивая навыки коммуникации и помогая им взаимодействовать с окружающим миром. Робот, в отличие от человека, может неограниченное количество раз проделывать одно и то же, особенно это важно для детей с расстройствами аутического спектра, которым многократные повторения дают возможность чувствовать себя в безопасности, так как они знают, что последует дальше в каждой конкретной ситуации.
Leka может играть с детьми в прятки, в цвета, в поиск одинаковых картинок. Если ребенок делает все верно, то робот улыбается или смеется. В зависимости от прогресса ребенка, который можно отслеживать, меняется при желании и уровень сложности. Пока доступно всего 3 игры, но когда начнутся продажи (ориентировочно в начале 2017 года), разработчики планируют довести это число до 7.