За первые семь месяцев 2023 года суммарный объем продаж ветеринарных препаратов на российском розничном рынке достиг 19,8 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Рублевая динамика составила 22% относительно аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в аналитической компании RNC Pharma.
Аналитики отмечают, что почти половина всех продаж ветпрепаратов приходится на Центральный федеральный округ, который также лидирует с точки зрения общей динамики — 26%. Однако это связано с инфраструктурными особенностями региона, здесь расположены основные логистические и дата-центры крупнейших российских маркетплейсов, которые продают товар в том числе в другие регионы. В итоге в структуре продаж ЦФО на онлайн-канал приходится 39% от суммарного объема в деньгах. Показательно, что свыше 99% онлайн-торговли географически осуществляется в трех субъектах — Москве, а также Московской и Рязанской областях. Причем денежный объем онлайн-транзакций в Рязанской области превысил, а в Москве практически сравнялся с офлайн-каналом.
Если рассматривать только офлайн, то, напротив, в ЦФО наблюдается самый низкий темп роста продаж на уровне 3%, так как главным драйвером в Центральной России стали онлайн-продажи. В то время как в остальных регионах показатель превысил 10%. Лидером стал Урал с показателем 22,9%. Впрочем, Поволжье отстает лишь на 0,1%. Аутсайдером с точки зрения динамики, за исключением ЦФО, стал Северо-Запад с показателем в 12,2%. Если говорить о количественных показателях, то, несмотря на низкие темпы прироста, 38% в офлайн-продажах в рублях все равно приходится на ЦФО. За ним следуют Южный (16%), Приволжский (13%), Северо-Западный (10%) и Сибирский (9%). Однако, если динамика будет сохраняться на том же уровне, то СФО вскоре выйдет на четвертое место. Замыкают рейтинг УрФО (7%), ДВФО (5%) и СКФО (3%).
Натуральный объем продаж за анализируемый период составил чуть менее 121 млн минимальных единиц дозирования (МЕД). Это выше показателей января—июля 2022 года на 12%. На долю российских компаний приходится 68,5 млн реализованных минимальных единиц, что составляет 56,6% от общего объема. За прошедший год данный показатель заметно сократился, в январе—июле 2022 года российские компании объединяли 59,4% рынка, но в рублевом выражении доля выросла с 28,9 до 30,6%.
С начала года продолжается рост ассортимента ветпрепаратов по сравнению с январем—июлем прошлого года, причем во многом за счет усилий локальных участников рынка. Общее количество представленных в рознице торговых марок достигло 1599 наименований, увеличившись на 70 штук (29 из них российские). Еще более внушительные показатели отечественные компании показывают с точки зрения наращивания количества товарных позиций — 74 из 132 новых SKU. Хорошие показатели демонстрируются и с точки зрения ввода новых МНН — из 29 наименований, появившихся на рынке, локальные производители отметились по 18 позициям.
Объем и динамика офлайн-канала розничного коммерческого рынка ветеринарных ЛП в России по федеральным округам за январь—июль 2023 года, в денежном выражении, включая НДС
В 2023 году проект «Розничный аудит ветеринарного рынка аналитической компании RNC Pharma» был реформирован за счет беспрецедентного расширения объема выборки, в том числе в результате обеспечения полного покрытия онлайн-канала. В этой связи данные за исторические периоды пересчитаны в сторону увеличения, оценка общего объема рынка выросла в пределах 20—22%.