Аналитическая компания RNC Pharma представляет рейтинг аптечных сетей России по итогам 1 кв. 2017 г.
С одной стороны, развитие российской фармрозницы в I квартале 2017 г. ознаменовалось укреплением тех позитивных тенденций, начало которых было положено еще в прошлом году. Спрос на лекарства медленно, но восстанавливается, причем как за счет роста натурального объема потребления, так и в результате переключения потребителей на приобретение более дорогостоящих препаратов. С другой стороны, имеющаяся положительная динамика пока, увы, не более чем приятный факт, который хоть и улучшает общее самочувствие аптечных учреждений, но в силу объективных причин не может служить базой ни для количественного, ни для качественного развития отрасли.
Основные инструменты роста, которые были задействованы в развитии фармрозницы в недавнем прошлом, сейчас либо полностью неэффективны, либо очень близки к порогу целесообразности. Например, уже практически невозможно найти подходящее по площади и условиям аренды помещение в местах с достаточным уровнем трафика. Определенные возможности здесь, правда, открывают глобальные инвестиционные программы, скажем, проект реновации в Москве, но даже при всей масштабности данных проектов эти истории сугубо локальные. Схожие перспективы открывает сейчас сход с дистанции некогда крупных аптечных сетей в отдельных регионах, скажем, в Санкт-Петербурге. Возможности ценовой конкуренции тоже близки к исчерпанию, сейчас подразделения-дискаунтеры в своем составе имеет фактически каждая уважающая себя аптечная сеть, а переступать грань ценовой войны в текущих условиях себе дороже.
Между тем интерес к фармрынку со стороны нефармацевтической розницы обещает в обозримой перспективе серьезное усиление конкуренции, так что фармритейлу в ближайшие пару лет придется очень серьезно озаботиться поиском новых драйверов развития. Впрочем, в случае масштабного развертывания аптечных проектов X5 и «Магнита» совсем без потерь обойтись будет едва ли возможно. Но пока можно хотя бы попытаться минимизировать эти потери.
Таб. ТОП аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам I кв. 2017 г.
№ |
Аптечная сеть |
Расположение центрального офиса |
Количество точек на 01.04.2017 |
Доля на рынке по итогам 1 кв. 2017, % |
||
ЛП |
не ЛП |
рынок в целом, без ЛЛО |
||||
Классические аптечные сети |
||||||
1 |
АСНА1 |
Москва |
5 020 |
8,4 |
6,2 |
7,9 |
2 |
Ригла2 |
Москва |
1 781 |
4,8 |
4,2 |
4,7 |
3 |
Аптечная сеть 36,6 |
Москва |
1 755 |
4,2 |
3,5 |
4,0 |
4 |
Имплозия2 |
Самара |
2 101 |
3,1 |
2,6 |
3,0 |
5 |
Планета Здоровья |
Пермь |
1 136 |
2,9 |
1,5 |
2,5 |
6 |
ГК Эркафарм (Доктор Столетов & Озерки) |
Москва |
366 |
2,6 |
2,0 |
2,4 |
7 |
Нео-Фарм |
Москва |
340 |
2,2 |
1,1 |
2,0 |
8 |
Радуга (включая Первую Помощь)2 |
С.-Петербург |
1 033 |
2,1 |
1,7 |
2,0 |
9 |
Фармленд |
Уфа |
734 |
1,6 |
1,4 |
1,6 |
10 |
Фармаимпекс2 |
Ижевск |
580 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
11 |
Фармакопейка — Твой Доктор |
Москва |
889 |
1,5 |
1,1 |
1,4 |
12 |
Аптека-Таймер |
Пермь |
572 |
1,5 |
0,8 |
1,3 |
13 |
Мелодия здоровья |
Новосибирск |
1 004 |
1,5 |
1,3 |
1,4 |
14 |
Максавит (включая 36,7С) |
Н.Новгород |
302 |
1,3 |
0,4 |
1,1 |
15 |
Вита |
Самара |
725 |
1,2 |
1,4 |
1,3 |
Аптечные ассоциации3 |
||||||
1 |
МФО |
Санкт-Петербург |
1 410 |
2,4 |
2,3 |
2,4 |
2 |
ПроАптека |
Москва |
1 154 |
2,0 |
0,7 |
1,7 |
3 |
ВЕСНА |
С.-Петербург |
671 |
1,1 |
1,3 |
1,1 |
4 |
Аптека.ру |
Новосибирск |
13 933 |
0,5 |
1,2 |
0,7 |
5 |
Парнас |
Москва |
238 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
6 |
Надежда-Фарм |
Тамбов |
114 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
1 — АСНА отнесена к группе классических аптечных сетей по причине более глубокого уровня интеграции бизнес-процессов по сравнению с сетями ассоциативного типа 2 — экспертная оценка — позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой. Данный рейтинг показывает долю рынка, занимаемого объединением аптечных сетей и единичных аптек |
||||||
Источник: RNC Pharma |
Аналитическая компания RNC Pharma представляет рейтинг аптечных сетей России по итогам 1 кв. 2017 г.
С одной стороны, развитие российской фармрозницы в I квартале 2017 г. ознаменовалось укреплением тех позитивных тенденций, начало которых было положено еще в прошлом году. Спрос на лекарства медленно, но восстанавливается, причем как за счет роста натурального объема потребления, так и в результате переключения потребителей на приобретение более дорогостоящих препаратов. С другой стороны, имеющаяся положительная динамика пока, увы, не более чем приятный факт, который хоть и улучшает общее самочувствие аптечных учреждений, но в силу объективных причин не может служить базой ни для количественного, ни для качественного развития отрасли.
Основные инструменты роста, которые были задействованы в развитии фармрозницы в недавнем прошлом, сейчас либо полностью неэффективны, либо очень близки к порогу целесообразности. Например, уже практически невозможно найти подходящее по площади и условиям аренды помещение в местах с достаточным уровнем трафика. Определенные возможности здесь, правда, открывают глобальные инвестиционные программы, скажем, проект реновации в Москве, но даже при всей масштабности данных проектов эти истории сугубо локальные. Схожие перспективы открывает сейчас сход с дистанции некогда крупных аптечных сетей в отдельных регионах, скажем, в Санкт-Петербурге. Возможности ценовой конкуренции тоже близки к исчерпанию, сейчас подразделения-дискаунтеры в своем составе имеет фактически каждая уважающая себя аптечная сеть, а переступать грань ценовой войны в текущих условиях себе дороже.
Между тем интерес к фармрынку со стороны нефармацевтической розницы обещает в обозримой перспективе серьезное усиление конкуренции, так что фармритейлу в ближайшие пару лет придется очень серьезно озаботиться поиском новых драйверов развития. Впрочем, в случае масштабного развертывания аптечных проектов X5 и «Магнита» совсем без потерь обойтись будет едва ли возможно. Но пока можно хотя бы попытаться минимизировать эти потери.
Таб. ТОП аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам I кв. 2017 г.
№ |
Аптечная сеть |
Расположение центрального офиса |
Количество точек на 01.04.2017 |
Доля на рынке по итогам 1 кв. 2017, % |
||
ЛП |
не ЛП |
рынок в целом, без ЛЛО |
||||
Классические аптечные сети |
||||||
1 |
АСНА1 |
Москва |
5 020 |
8,4 |
6,2 |
7,9 |
2 |
Ригла2 |
Москва |
1 781 |
4,8 |
4,2 |
4,7 |
3 |
Аптечная сеть 36,6 |
Москва |
1 755 |
4,2 |
3,5 |
4,0 |
4 |
Имплозия2 |
Самара |
2 101 |
3,1 |
2,6 |
3,0 |
5 |
Планета Здоровья |
Пермь |
1 136 |
2,9 |
1,5 |
2,5 |
6 |
ГК Эркафарм (Доктор Столетов & Озерки) |
Москва |
366 |
2,6 |
2,0 |
2,4 |
7 |
Нео-Фарм |
Москва |
340 |
2,2 |
1,1 |
2,0 |
8 |
Радуга (включая Первую Помощь)2 |
С.-Петербург |
1 033 |
2,1 |
1,7 |
2,0 |
9 |
Фармленд |
Уфа |
734 |
1,6 |
1,4 |
1,6 |
10 |
Фармаимпекс2 |
Ижевск |
580 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
11 |
Фармакопейка — Твой Доктор |
Москва |
889 |
1,5 |
1,1 |
1,4 |
12 |
Аптека-Таймер |
Пермь |
572 |
1,5 |
0,8 |
1,3 |
13 |
Мелодия здоровья |
Новосибирск |
1 004 |
1,5 |
1,3 |
1,4 |
14 |
Максавит (включая 36,7С) |
Н.Новгород |
302 |
1,3 |
0,4 |
1,1 |
15 |
Вита |
Самара |
725 |
1,2 |
1,4 |
1,3 |
Аптечные ассоциации3 |
||||||
1 |
МФО |
Санкт-Петербург |
1 410 |
2,4 |
2,3 |
2,4 |
2 |
ПроАптека |
Москва |
1 154 |
2,0 |
0,7 |
1,7 |
3 |
ВЕСНА |
С.-Петербург |
671 |
1,1 |
1,3 |
1,1 |
4 |
Аптека.ру |
Новосибирск |
13 933 |
0,5 |
1,2 |
0,7 |
5 |
Парнас |
Москва |
238 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
6 |
Надежда-Фарм |
Тамбов |
114 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
1 — АСНА отнесена к группе классических аптечных сетей по причине более глубокого уровня интеграции бизнес-процессов по сравнению с сетями ассоциативного типа 2 — экспертная оценка — позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой. Данный рейтинг показывает долю рынка, занимаемого объединением аптечных сетей и единичных аптек |
||||||
Источник: RNC Pharma |