Recipe.Ru

RNC Pharma опубликовала TOP25 дистрибьюторов по итогам трех кварталов

RNC Pharma опубликовала TOP25 дистрибьюторов по итогам трех кварталов
RNC Pharma представила рейтинг российских дистрибьюторов по итогам I—III кварталов 2023 года. Аналитики считают, что оптовый рынок вступает в очередной период ужесточения условий работы с ритейлом.
ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==
Фото: Freepik

Ключевым событием уходящего года в оптовом сегменте российского фармрынка стало прекращение работы сразу трех заметных игроков, которые в сумме занимали более 3% рынка. Сам по себе факт не уникальный, но проблема в том, что этими тремя компаниями дело может и не ограничиться, считают аналитики RNC Pharma. Условия работы поставщиков с оптом в прошлом году серьезно ужесточились, а доступность кредитных ресурсов снижается. В декабре Банк России в пятый раз подряд поднял ключевую ставку, причем за год она выросла более чем вдвое.

Едва ли данная ситуация будет способствовать либерализации отношений производителей с дистрибьюторами. Тем более, что в рознице тоже наметились тревожные тенденции, на рынке ощущаются признаки деградации розничной инфраструктуры, которая пока выражается в замедлении темпов развития. Однако ситуация уже близка к той грани, после которой число аптек на рынке начнет сокращаться.

Здесь при этом важны не только количественные, но и качественные характеристики, если вместо трех небольших аптек откроется одна крупная и очень эффективная, для оптовых партнеров это ознаменует только сокращение рисков. Но вряд ли подобный сценарий будет осуществим в большинстве высвобождающихся локаций, полагают в RNC Pharma. Поскольку предоставление товарных кредитов рознице становится только дороже, то неизбежно придется ужесточать условия работы, а также таргетировать их, опираясь на более-менее стандартный набор критериев. Причем это не какие-то новшества, речь идет о многократно опробованных инструментах, вопрос только в том, что мы вступаем в очередной период ужесточения отношений между оптом и розницей, утверждают аналитики.

При этом если раньше фармрозница зависела по большей части только от активности платежеспособного спроса и структуры заболеваемости, то сейчас ритейл испытывает серьезное давление со стороны маркетплейсов. И хотя в текущей регуляторной парадигме последние едва ли смогут претендовать на лекарственный ассортимент, все, что касается парафармацевтики, они стараются развивать максимальными темпами. Пока, даже при условии динамики в онлайн по основным нелекарственным товарам на уровне десятков процентов, речь идет о потерях порядка 0,2—0,6 млрд руб. на конкурентную группу в год. Например, на рынке глюкометров и тест-полосок канал e-com за первые 11 месяцев 2023 года «вытащил» у представителей офлайн выручку порядка 640 млн руб. (в розничных ценах, включая НДС).

Пока речь о суммах для российской фармрозницы относительно небольших, но уже в ближайшие годы разговор пойдет о миллиардах рублей. Так что годовые потери выручки по категории нелекарственной продукции могут исчисляться не десятками, как сейчас, а сотнями миллиардов в год, естественно, в этих условиях экономика аптек окажется уже совсем другой.

В текущем году для оптового рынка также была характерна тенденция сокращения уровня концентрации, общая доля в TOP25 уменьшилась относительно I—III кварталов 2022 года на 2,1%, причем основные потери понесли компании с 6-го по 15-е места. Из них минимумы в основном были характерны для компаний, ориентированных на госсектор, причины этой динамики вполне понятны. Причем в обозримом будущем подобных игроков может ждать интересное новшество. В уходящем году представители разных госструктур активно продвигали идею необходимости максимальной централизации региональных закупок. Развитие данной инициативы неизбежно приведет к изменению парадигмы работы дистрибьюторов в регионах и перераспределению ролей отдельных компаний на оптовом рынке, считают в RNC Pharma.

TOP25 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учетом бюджетного сегмента фармрынка), в денежном выражении, по итогам I—III кварталов 2023 года

Рейтинг Дистрибьютор Центральный офис Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации ЛП, %, руб.
1—3 кв. 2023 г. 1—3 кв. 2022 г.
1 Протек Москва 12,3 11,5
2 Пульс* Химки 11,4 11,8
3 Катрен Новосибирск 10,5 11,2
4 ФК Гранд Капитал Москва 6,2 5,7
5 БСС Санкт-Петербург 3,8 4,1
6 Р-Фарм Москва 3,6 5,6
7 Фармкомплект Нижний Новгород 2,9 3,2
8 Ирвин 2 Москва 2,4 2,4
9 Медэкспорт* Омск 1,8 1,0
10 Агроресурсы Кольцово 1,7 1,6
11 Авеста Фармацевтика Москва 1,4 1,5
12 Фармимэкс* Москва 1,3 1,4
13 АСФАДИС Москва 1,2 1,2
14 Ланцет Москва 1,0 1,5
15 Нижегородская областная фармация* Нижний Новгород 0,9 0,6
16 Фармстор Москва 0,6 0,7
17 Евросервис Москва 0,6 0,4
18 Северо-запад Санкт-Петербург 0,6 0,7
19 Здравсервис Тула 0,6 0,9
20 Медипал-Онко* Москва 0,6 0,7
21 Интерлек Москва 0,4 0,3
22 Фармацевт* Ростов-на-Дону 0,4 0,3
23 Витта компани Москва 0,3 0,3
24 Таттехмедфарм* Казань 0,3 0,2
25 Областной аптечный склад* Челябинск 0,2 0,3
* Экспертная оценка.
 Источник: RNC Pharma®: Рейтинг российских фармдистрибьюторов
Exit mobile version