Ключевым событием уходящего года в оптовом сегменте российского фармрынка стало прекращение работы сразу трех заметных игроков, которые в сумме занимали более 3% рынка. Сам по себе факт не уникальный, но проблема в том, что этими тремя компаниями дело может и не ограничиться, считают аналитики RNC Pharma. Условия работы поставщиков с оптом в прошлом году серьезно ужесточились, а доступность кредитных ресурсов снижается. В декабре Банк России в пятый раз подряд поднял ключевую ставку, причем за год она выросла более чем вдвое.
Едва ли данная ситуация будет способствовать либерализации отношений производителей с дистрибьюторами. Тем более, что в рознице тоже наметились тревожные тенденции, на рынке ощущаются признаки деградации розничной инфраструктуры, которая пока выражается в замедлении темпов развития. Однако ситуация уже близка к той грани, после которой число аптек на рынке начнет сокращаться.
Здесь при этом важны не только количественные, но и качественные характеристики, если вместо трех небольших аптек откроется одна крупная и очень эффективная, для оптовых партнеров это ознаменует только сокращение рисков. Но вряд ли подобный сценарий будет осуществим в большинстве высвобождающихся локаций, полагают в RNC Pharma. Поскольку предоставление товарных кредитов рознице становится только дороже, то неизбежно придется ужесточать условия работы, а также таргетировать их, опираясь на более-менее стандартный набор критериев. Причем это не какие-то новшества, речь идет о многократно опробованных инструментах, вопрос только в том, что мы вступаем в очередной период ужесточения отношений между оптом и розницей, утверждают аналитики.
При этом если раньше фармрозница зависела по большей части только от активности платежеспособного спроса и структуры заболеваемости, то сейчас ритейл испытывает серьезное давление со стороны маркетплейсов. И хотя в текущей регуляторной парадигме последние едва ли смогут претендовать на лекарственный ассортимент, все, что касается парафармацевтики, они стараются развивать максимальными темпами. Пока, даже при условии динамики в онлайн по основным нелекарственным товарам на уровне десятков процентов, речь идет о потерях порядка 0,2—0,6 млрд руб. на конкурентную группу в год. Например, на рынке глюкометров и тест-полосок канал e-com за первые 11 месяцев 2023 года «вытащил» у представителей офлайн выручку порядка 640 млн руб. (в розничных ценах, включая НДС).
Пока речь о суммах для российской фармрозницы относительно небольших, но уже в ближайшие годы разговор пойдет о миллиардах рублей. Так что годовые потери выручки по категории нелекарственной продукции могут исчисляться не десятками, как сейчас, а сотнями миллиардов в год, естественно, в этих условиях экономика аптек окажется уже совсем другой.
В текущем году для оптового рынка также была характерна тенденция сокращения уровня концентрации, общая доля в TOP25 уменьшилась относительно I—III кварталов 2022 года на 2,1%, причем основные потери понесли компании с 6-го по 15-е места. Из них минимумы в основном были характерны для компаний, ориентированных на госсектор, причины этой динамики вполне понятны. Причем в обозримом будущем подобных игроков может ждать интересное новшество. В уходящем году представители разных госструктур активно продвигали идею необходимости максимальной централизации региональных закупок. Развитие данной инициативы неизбежно приведет к изменению парадигмы работы дистрибьюторов в регионах и перераспределению ролей отдельных компаний на оптовом рынке, считают в RNC Pharma.
TOP25 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учетом бюджетного сегмента фармрынка), в денежном выражении, по итогам I—III кварталов 2023 года
Рейтинг | Дистрибьютор | Центральный офис | Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации ЛП, %, руб. | |
1—3 кв. 2023 г. | 1—3 кв. 2022 г. | |||
1 | Протек | Москва | 12,3 | 11,5 |
2 | Пульс* | Химки | 11,4 | 11,8 |
3 | Катрен | Новосибирск | 10,5 | 11,2 |
4 | ФК Гранд Капитал | Москва | 6,2 | 5,7 |
5 | БСС | Санкт-Петербург | 3,8 | 4,1 |
6 | Р-Фарм | Москва | 3,6 | 5,6 |
7 | Фармкомплект | Нижний Новгород | 2,9 | 3,2 |
8 | Ирвин 2 | Москва | 2,4 | 2,4 |
9 | Медэкспорт* | Омск | 1,8 | 1,0 |
10 | Агроресурсы | Кольцово | 1,7 | 1,6 |
11 | Авеста Фармацевтика | Москва | 1,4 | 1,5 |
12 | Фармимэкс* | Москва | 1,3 | 1,4 |
13 | АСФАДИС | Москва | 1,2 | 1,2 |
14 | Ланцет | Москва | 1,0 | 1,5 |
15 | Нижегородская областная фармация* | Нижний Новгород | 0,9 | 0,6 |
16 | Фармстор | Москва | 0,6 | 0,7 |
17 | Евросервис | Москва | 0,6 | 0,4 |
18 | Северо-запад | Санкт-Петербург | 0,6 | 0,7 |
19 | Здравсервис | Тула | 0,6 | 0,9 |
20 | Медипал-Онко* | Москва | 0,6 | 0,7 |
21 | Интерлек | Москва | 0,4 | 0,3 |
22 | Фармацевт* | Ростов-на-Дону | 0,4 | 0,3 |
23 | Витта компани | Москва | 0,3 | 0,3 |
24 | Таттехмедфарм* | Казань | 0,3 | 0,2 |
25 | Областной аптечный склад* | Челябинск | 0,2 | 0,3 |
* Экспертная оценка. | ||||
Источник: RNC Pharma®: Рейтинг российских фармдистрибьюторов |