По звучавшим ранее анонсам, в 2022 году планировалось увеличение основных статей расходов на здравоохранение, в том числе – за счет наращивания объемов оказания высокотехнологичной медпомощи вне базовой программы ОМС (ВМП-II). В частности, финансирование федеральных клиник по линии ВМП-II должно было вырасти на 29,4% – с 107,2 млрд рублей в 2021 году до 138,7 млрд рублей в 2022-м. Но первоначальный план был скорректирован.
Если в проекте закона о бюджете ФФОМС, размещенного на федеральном портале нормативных правовых актов 3 сентября, говорилось о планируемом увеличении госзаказа на ВМП-II (в связи с ростом количества случаев «предоставления высокозатратных сложных видов указанной помощи»), то в обновленной версии законопроекта, внесенного в Госдуму 30 сентября, суммарный объем финансирования федеральных клиник по линии ВМП-II оказался на 28,8 млрд рублей меньше, чем предлагалось ранее: эта статья расходов сократилась до 109,9 млрд рублей (лишь на 2,5% выше, чем в 2021 году).
В то же время, начиная с 2018 года среднегодовая динамика индексации суммарного объема средств, предназначенных федеральным медцентрам, не превышала 4%. Но с учетом инфляции, которая до конца 2021 года прогнозируемо вырастет более чем на 6%, существует риск того, что в реальном выражении финансирование ВМП-II в 2022 году будет сокращено. Фактически это может привести к ограничению доступности новых методов лечения, которые ранее были включены в проект программы государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи на 2022 год.
При этом прочие статьи расходов бюджета Федерального фонда ОМС существенно не отличаются от ранее анонсированного проекта, и снижение прогнозируемых расходов фонда на 33 млрд рублей – в связи с сокращением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета – практически полностью осуществлено за счет сокращения расходов на ВМП-II для федеральных клиник. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в части доходов бюджета фонда наблюдается положительная динамика по страховым взносам на ОМС и налоговым доходам. В 2022 году их размер по сравнению с предыдущим годом увеличится на 212,5 млрд рублей (на 9,5%), в 2023 году – на 145,8 млрд рублей (на 5,9%), в 2024 году – на 152,2 млрд рублей (на 5,9%).
По мнению представителей медицинского сообщества, отсутствие значимого роста финансирования ВМП-II приведет к тому, что по многим видам высокотехнологичной помощи в федеральных клиниках сохранится очередь. В зоне риска будут находиться пациенты по профилям абдоминальной хирургии, неонатологии, онкологии, торакальной хирургии, офтальмологии и сердечно-сосудистой хирургии.
Вместе с тем откладывание медпомощи для некоторых групп пациентов может оказаться фатальным. Осложняет ситуацию эпидемиологическая обстановка, обусловленная распространением новой коронавирусной инфекции. Многие плановые операции были отложены – как из-за невозможности обеспечения штатной работы операционных и стационаров, так и из-за страха пациентов находиться в медучреждениях. В связи с этим медицинское сообщество прогнозировало рост обращений за хирургической помощью после преодоления кризиса, вызванного COVID-19.
Кроме того, как показывают последние исследования, на фоне новой коронавирусной инфекции манифестируют заболевания, являющиеся лидерами среди причин смертности трудоспособного населения и требующие высокотехнологичных методов лечения. Например, была отмечена достоверная связь между COVID-19 и повышением риска инсульта, при этом исходы таких сосудистых катастроф особо неблагоприятны [1–5]. Помимо инсульта, коронавирусная инфекция может вызвать развитие и осложнение других заболеваний, требующих ВМП: нарушений ритма сердца (включая самое распространенное – фибрилляцию предсердий), ожирения, сахарного диабета 2 типа.
Внесенный в Госдуму законопроект, сбор комментариев и замечаний по которому завершается 18 октября, вскоре должен пройти первое чтение – возможно, тогда и будут учтены потребности пациентов и запрос медицинского сообщества на сохранение ранее заявленных объемов ВМП-II.
1. Yaghi S, Ishida K, Torres J, et al. SARS-CoV-2 and Stroke in a New York Healthcare System [published correction appears in Stroke. 2020 Aug;51(8):e179]. Stroke. 2020;51(7):2002-2011. doi:10.1161/STROKEAHA.120.030335
2. Escalard S, Maïer B, Redjem H, et al. Treatment of Acute Ischemic Stroke due to Large Vessel Occlusion With COVID-19: Experience From Paris. Stroke. 2020;51(8):2540-2543. doi:10.1161/STROKEAHA.120.030574
3. Belani P, Schefflein J, Kihira S, et al. COVID-19 Is an Independent Risk Factor for Acute Ischemic Stroke. AJNR Am J Neuroradiol. 2020;41(8):1361-1364. doi:10.3174/ajnr.A6650
4. Majidi S, Fifi JT, Ladner TR, et al. Emergent Large Vessel Occlusion Stroke During New York City’s COVID-19 Outbreak: Clinical Characteristics and Paraclinical Findings. Stroke. 2020;51(9):2656-2663. doi:10.1161/STROKEAHA.120.030397
5. Sweid A, Hammoud B, Bekelis K, et al. Cerebral ischemic and hemorrhagic complications of coronavirus disease 2019. Int J Stroke. 2020;15(7):733-742. doi:10.1177/1747493020937189