Розничные торговцы лекарствами пытаются перехватить инициативу на фармрынке у оптовиков-дистрибьюторов. Созданный ими "Объединенный аптечный дом" провел первые торги для закупки лекарств по консолидированной заявке аптечных сетей. 
 Крупные дистрибьюторы торги проигнорировали: они утверждают, что аптеки хотят закупать лекарства дешевле себестоимости. 
 Компания "Объединенный аптечный дом" (ОАД) создана Российской ассоциацией аптечных сетей (РААС) , которой принадлежит 51% ее акций, и входящими в РААС 10 аптечными сетями (по 4,9% акций). В РААС входят 15 сетей, объединяющих более 700 аптечных учреждений. Суммарный оборот членов ассоциации — около $320 млн. Инициатором создания РААС выступала "Аптечная сеть 36,6". 
 По замыслу владельцев аптек ОАД должен действовать как биржа лекарств, объединяя заказы сетей и договариваясь с производителями и дистрибьюторами о закупке и доставке, получая за свои услуги агентское вознаграждение. 
 В конце апреля ОАД объявил о первом конкурсе на поставку лекарств — 11 наименований на общую сумму $750 000. Итоги конкурса были подведены во вторник. 
 Как рассказала исполнительный директор РААС Татьяна Бабина, конкурс проходил в закрытой форме. 
 Заявки подали шесть фармдистрибьюторов, конкурс состоялся по шести товарным позициям на общую сумму $450 000. Победителями были признаны четыре дистрибьютора — "Морон", "Хелс-М", "Доминанта-Сервис", "Авеста". 
 "Мы считаем конкурс состоявшимся и в целом успешным, — говорит Бабина, — на этом примере мы протестировали новую технологию, отработали способы нахождения приемлемой цены". 
 Крупнейшие фармацевтические дистрибьюторы, в том числе "Протек", "СИА Интернешнл", "Шрея", "РОСТА", "Аптека-Холдинг", в конкурсе участия не приняли. 
 "Это можно назвать сознательным бойкотом, — говорит пожелавший сохранить анонимность сотрудник одной из компаний — учредителей РААС, — возможно, новый механизм и заработает, но это будет долгий и болезненный процесс". 
 "Они предложили неконкурентоспособные стартовые цены, — отвечает заместитель генерального директора "Протека" Андрей Ларичев, — поэтому мы и не стали участвовать". "Они дали стартовые цены ниже цены производителя. 
 По таким ценам можно только контрафактную продукцию поставить, — вторит генеральный директор "СИА Интернешнл" Игорь Рудинский. — Я готов участвовать в поставках, но смысл данных торгов мне не понятен, мы и так работаем с каждой из крупных сетей. Все они получают у нас максимальные скидки, и, чего они рассчитывают добиться, устраивая подобные конкурсы, я пока не очень понимаю". 
 Дистрибьюторы, принявшие участие в конкурсе, говорят, что сделали это скорее "из любопытства". "Нам было интересно посмотреть, как все это сработает", — говорит Юрий Кочетов, генеральный директор "Доминанты-Сервис". "Мы смогли предложить ниже заявленной ОАД стартовой цены только одну позицию, и то скорее из спортивного интереса", — отмечает генеральный директор компании "Морон" Игорь Яньков. 
 "На продовольственном рынке условия диктует розница, а на фармацевтическом — дистрибьюторы, — говорит председатель совета директоров группы компаний "Ремедиум" Айдар Ишмухаметов. — Понятно, что объединение розничных сетей вряд ли их обрадовало". 
 По мнению Ишмухаметова, на фармрынке условия для "диктатуры розницы" еще не сложились — во-первых, розничные сети пока относительно невелики, а во-вторых, этот рынок сильно зарегулирован государством.