Recipe.Ru

Ректор медуниверситета: Выдавая диплом, мы не должны бояться лечения у наших выпускников

Ректор медуниверситета: Выдавая диплом, мы не должны бояться лечения у наших выпускников

ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==Ректор Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) Николай Карякин рассказал РБК о солидарной ответственности власти и медвузов за здоровье граждан, рецептах оздоровления поликлиник и «тесте доверия» ко вчерашним студентам.

Николай Карякин – нейрохирург: вёл практику, возглавлял поликлинику и научно-исследовательские центры, а сейчас находится в центре учебного процесса.

Поэтому он может оценить российское здравоохранение с разных точек зрения.

«Здравоохранение – это сочетание всех видов помощи и доступности технологий для всех жителей. Оно начинается с поликлиники, на долю которой приходится 90% результата. Чтобы люди были здоровыми, основное, чем должны заниматься власти – это организация и предоставление медпомощи в этих учреждениях. Пациент со всеми болячками приходит туда, после получения высокотехнологичной помощи возвращается тоже туда, и мы в Институте травматологии и ортопедии часто видели, что хорошо сделанная операция может быть загублена, если на местах поликлиника не справилась со своей задачей», — рассказал ректор.

Он добавил, что решение этой проблемы очень простое: чтобы врач успешно работал в поликлинике, его нужно обеспечить устойчивой и достойной зарплатой.

По оценкам ПИМУ, после окончания вуза 91% выпускников приходят в профессию, а вот сколько в ней остаётся через какое-то время – это большой вопрос. В поликлиниках должны быть доступны современные высокотехнологичные виды помощи пациенту, что в современных условиях вполне осуществимо. Человек должен спокойно и достаточно быстро получать эндоскопические исследования, магнитно-резонансную томографию, без длительного ожидания получать результаты анализов и дополнительных исследований.

Тогда диагноз будет ставиться быстро, и можно будет сразу разгрузить койки. Кроме того, сами здания поликлиник должны быть современными: к сожалению, очень часто они располагаются в приспособленных строениях. В России до сих пор не все амбулаторные учреждения имеют централизованное водоснабжение и канализацию. Эти вещи нужно решать, и тогда поликлиника станет реальным центром оказания медицинской помощи, уверен эксперт.

«За последнее время у меня было несколько встреч с главой региона Глебом Никитиным и руководством министерства здравоохранения Антоном Шаклуновым. Нас слышат, и я увидел самое главное: власть ставит честный диагноз. В медицине нельзя вылечить, если ты его неправильно поставил. Нам есть, от чего отталкиваться, есть возможность начинать лечение», — добавил нейрохирург.

Если власть чётко сказала, что поликлиника нуждается в модернизации, значит нужно приоритетно выделить средства. Тариф в амбулаторной помощи должен быть достойным, поскольку у врача зачастую связаны руки: он понимает, что нужно сделать, но его сдерживает тариф в системе ОМС. Все исследования Всемирной организации здравоохранения говорят о том, что финансировать амбулаторную помощь в поликлиниках гораздо дешевле, чем строить высокотехнологичные центры.

«Впрочем, проблема не только в этом. Например, у нас в НИИТО есть ожоговый центр. В 1993 году в Дании планировалось открыть второе подобное учреждение в дополнение к существовавшему, но общество предложило другой сценарий – изменить доступность электроплит для детей и поменять среду нахождения ребёнка, снизив тем самым количество ожогов. Через три года они уменьшили существовавший ожоговый центр, потому что снизилось поступление пациентов. Для этого в стране всего лишь были введены ГОСТы и изменена система допуска товаров на рынок.

Посмотрите, какие товары сейчас продаются у нас – прежде всего, в части питания. В нашем составе работает Институт детской гастроэнтерологии, у меня самого есть дети, и ужас берёт, когда я вижу, как мамы покупают ребятам откровенную химию. Я прекрасно понимаю, что через полгода они придут ко мне на специализированную либо высокотехнологичную койку, и мы будем лечить либо аллергическую реакцию, либо ревматоидные заболевания, либо поражение желудочно-кишечной системы», — рассказал Николай Карякин.

Он добавил, что видит своей главной задачей подготовку высококлассных специалистов, чтобы самому было не страшно пойти на приём к вчерашнему студенту.

«Выдавая диплом, ты должен быть уверен, что завтра, если вдруг заболеешь, ты придёшь именно к этому доктору. Ты разрешил ему принимать жителей Нижегородской области, и ты сам – точно такой же житель. Наша задача – создать уверенность в собственном здоровье при обращении к бывшим студентам. Мы должны проконтролировать уровень компетенций, которые мы даем. Педиатры с первого курса должны находиться у постели ребёнка: посещать здоровых детей в школах и детских садах, посещать детские поликлиники, получать постоянный контакт с пациентами. Со «взрослыми» врачами – то же самое. Сейчас начали поступать деньги на симуляционные центры во все медвузы России. Нас этим тоже не обделили, финансирование началось, и мы уже определяемся с номенклатурой того, что будем покупать. Собрали комиссию из заведующих кафедрами, чтобы они сами выбрали симуляционное оборудование.

Кроме того, как бы это не было больно, клиника университета должна находиться в тех поликлиниках и больницах, которые современны, ждут представителей вуза и готовы к тесной совместной работе. Если больница по любым причинам испытывает много организационных и финансовых проблем, мы не должны там учить студентов. Студент приходит совершенно чистым: он выбрал жизнь в медицине, а ему рассказывают, что вот здесь пока отваливается и там не работает. Самое страшное, что может быть, он будет расти в состоянии «подожди». Студент не должен расти в ожидании улучшений – он должен прийти в современную клинику, в ней выучиться и пойти работать. Тогда мы получим грамотного специалиста», — уверен ректор.

Что же касается нововведений вроде цифровой медицины, то здесь не нужно возлагать на неё слишком больших ожиданий.

«Всё новое всегда проходит три фазы. Первая – фаза избыточных ожиданий, что придёт новое, и всё сразу будет хорошо. Вторая – несбыточные ожидания: мы ждали счастья, но оно не наступило. Третья фаза – нахождение места, где цифровая медицина должна быть. Думаю, мы находимся сейчас в первой фазе, попадём во вторую и обязательно придём к третьей. Цифровая медицина займёт своё место, и всё будет в порядке», — заключил эксперт.

Ректор Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) Николай Карякин рассказал РБК о солидарной ответственности власти и медвузов за здоровье граждан, рецептах оздоровления поликлиник и «тесте доверия» ко вчерашним студентам.

Николай Карякин – нейрохирург: вёл практику, возглавлял поликлинику и научно-исследовательские центры, а сейчас находится в центре учебного процесса.

Поэтому он может оценить российское здравоохранение с разных точек зрения.

«Здравоохранение – это сочетание всех видов помощи и доступности технологий для всех жителей. Оно начинается с поликлиники, на долю которой приходится 90% результата. Чтобы люди были здоровыми, основное, чем должны заниматься власти – это организация и предоставление медпомощи в этих учреждениях. Пациент со всеми болячками приходит туда, после получения высокотехнологичной помощи возвращается тоже туда, и мы в Институте травматологии и ортопедии часто видели, что хорошо сделанная операция может быть загублена, если на местах поликлиника не справилась со своей задачей», — рассказал ректор.

Он добавил, что решение этой проблемы очень простое: чтобы врач успешно работал в поликлинике, его нужно обеспечить устойчивой и достойной зарплатой.

По оценкам ПИМУ, после окончания вуза 91% выпускников приходят в профессию, а вот сколько в ней остаётся через какое-то время – это большой вопрос. В поликлиниках должны быть доступны современные высокотехнологичные виды помощи пациенту, что в современных условиях вполне осуществимо. Человек должен спокойно и достаточно быстро получать эндоскопические исследования, магнитно-резонансную томографию, без длительного ожидания получать результаты анализов и дополнительных исследований.

Тогда диагноз будет ставиться быстро, и можно будет сразу разгрузить койки. Кроме того, сами здания поликлиник должны быть современными: к сожалению, очень часто они располагаются в приспособленных строениях. В России до сих пор не все амбулаторные учреждения имеют централизованное водоснабжение и канализацию. Эти вещи нужно решать, и тогда поликлиника станет реальным центром оказания медицинской помощи, уверен эксперт.

«За последнее время у меня было несколько встреч с главой региона Глебом Никитиным и руководством министерства здравоохранения Антоном Шаклуновым. Нас слышат, и я увидел самое главное: власть ставит честный диагноз. В медицине нельзя вылечить, если ты его неправильно поставил. Нам есть, от чего отталкиваться, есть возможность начинать лечение», — добавил нейрохирург.

Если власть чётко сказала, что поликлиника нуждается в модернизации, значит нужно приоритетно выделить средства. Тариф в амбулаторной помощи должен быть достойным, поскольку у врача зачастую связаны руки: он понимает, что нужно сделать, но его сдерживает тариф в системе ОМС. Все исследования Всемирной организации здравоохранения говорят о том, что финансировать амбулаторную помощь в поликлиниках гораздо дешевле, чем строить высокотехнологичные центры.

«Впрочем, проблема не только в этом. Например, у нас в НИИТО есть ожоговый центр. В 1993 году в Дании планировалось открыть второе подобное учреждение в дополнение к существовавшему, но общество предложило другой сценарий – изменить доступность электроплит для детей и поменять среду нахождения ребёнка, снизив тем самым количество ожогов. Через три года они уменьшили существовавший ожоговый центр, потому что снизилось поступление пациентов. Для этого в стране всего лишь были введены ГОСТы и изменена система допуска товаров на рынок.

Посмотрите, какие товары сейчас продаются у нас – прежде всего, в части питания. В нашем составе работает Институт детской гастроэнтерологии, у меня самого есть дети, и ужас берёт, когда я вижу, как мамы покупают ребятам откровенную химию. Я прекрасно понимаю, что через полгода они придут ко мне на специализированную либо высокотехнологичную койку, и мы будем лечить либо аллергическую реакцию, либо ревматоидные заболевания, либо поражение желудочно-кишечной системы», — рассказал Николай Карякин.

Он добавил, что видит своей главной задачей подготовку высококлассных специалистов, чтобы самому было не страшно пойти на приём к вчерашнему студенту.

«Выдавая диплом, ты должен быть уверен, что завтра, если вдруг заболеешь, ты придёшь именно к этому доктору. Ты разрешил ему принимать жителей Нижегородской области, и ты сам – точно такой же житель. Наша задача – создать уверенность в собственном здоровье при обращении к бывшим студентам. Мы должны проконтролировать уровень компетенций, которые мы даем. Педиатры с первого курса должны находиться у постели ребёнка: посещать здоровых детей в школах и детских садах, посещать детские поликлиники, получать постоянный контакт с пациентами. Со «взрослыми» врачами – то же самое. Сейчас начали поступать деньги на симуляционные центры во все медвузы России. Нас этим тоже не обделили, финансирование началось, и мы уже определяемся с номенклатурой того, что будем покупать. Собрали комиссию из заведующих кафедрами, чтобы они сами выбрали симуляционное оборудование.

Кроме того, как бы это не было больно, клиника университета должна находиться в тех поликлиниках и больницах, которые современны, ждут представителей вуза и готовы к тесной совместной работе. Если больница по любым причинам испытывает много организационных и финансовых проблем, мы не должны там учить студентов. Студент приходит совершенно чистым: он выбрал жизнь в медицине, а ему рассказывают, что вот здесь пока отваливается и там не работает. Самое страшное, что может быть, он будет расти в состоянии «подожди». Студент не должен расти в ожидании улучшений – он должен прийти в современную клинику, в ней выучиться и пойти работать. Тогда мы получим грамотного специалиста», — уверен ректор.

Что же касается нововведений вроде цифровой медицины, то здесь не нужно возлагать на неё слишком больших ожиданий.

«Всё новое всегда проходит три фазы. Первая – фаза избыточных ожиданий, что придёт новое, и всё сразу будет хорошо. Вторая – несбыточные ожидания: мы ждали счастья, но оно не наступило. Третья фаза – нахождение места, где цифровая медицина должна быть. Думаю, мы находимся сейчас в первой фазе, попадём во вторую и обязательно придём к третьей. Цифровая медицина займёт своё место, и всё будет в порядке», — заключил эксперт.

Exit mobile version