Recipe.Ru

Рейтинг российских фармдистрибьюторов


На протяжении последних лет фармацевтический рынок РФ характеризуется активными концентрационными процессами, затрагивающими самые различные сферы, – объединяются крупные компании-производители, формируются новые аптечные сети, создаются различные фармассоциации. Результаты последних этапов исследования подтверждают данную тенденцию и в сфере фармдистрибьюции. Продолжают укрепляться позиции крупнейших национальных оптовых компаний, формируются объединенные сбытовые сети, распространяющиеся на несколько регионов РФ, набирают силу внутриотраслевые интеграционные процессы, когда дистрибьюторы розничного сегмента постепенно расширяют свою деятельность в госпитальном секторе и наоборот. Все это приводит к постепенному сокращению общего количества оптовых компаний, в том числе за счет исчезновения так называемых "случайных" игроков с фармацевтического рынка.
Методика данного исследования (см. "Ремедиум" №№ 6,10,11 за 2002 г.), как и прежде, подразумевает анализ предпочтений розничных аптек как основных потребителей услуг фармдистрибьюторов – в качестве респондентов привлекаются директора розничных аптек, т.е. лица, непосредственно принимающие решение о выборе поставщиков.
При составлении выборки оценивалось общее количество аптек с учетом реального распределения форм собственности для каждого конкретного региона. Также принимался во внимание ряд других важнейших параметров – статус, специализация, месторасположение, что обеспечило адекватную оценку сложившейся на сегодняшний день ситуации. В данном опросе приняли участие 912 директоров розничных аптек в 16 регионах РФ.
Таблица 1.
Состав розничных аптечных учреждений стратифицированной квотной выборки
№ Город Аптеки муниципальные Аптеки частные Общее кол-во
1 Москва 125 50 175
2 С.-Петербург 50 80 130
3 Нижний Новгород 44 22 66
4 Самара 15 45 60
5 Иркутск 15 20 35
6 Казань 20 20 40
7 Краснодар 20 40 60
8 Красноярск 15 25 40
9 Омск 20 15 35
10 Ростов-на-Дону 15 35 50
11 Челябинск 15 20 35
12 Воронеж 30 10 40
13 Новосибирск 26 40 66
14 Владивосток 10 15 25
15 Пермь 15 10 25
16 Тюмень 10 20 30
Для определения отношения респондентов к факторам ценовой и неценовой конкуренции, влияющих на выбор дистрибьютора, в процессе анкетирования было предложено выбрать важнейшие критерии из предложенных шести: привлекательная цена, точность поставок, ассортимент, оперативность поставок, товарный кредит и доверительные отношения.
По сравнению с опросом, проводимым во II квартале 2003 г., на сегодняшний день директора розничных аптек не изменили свои приоритеты – цена предлагаемой продукции остается самым важным критерием выбора дистрибьюторских организаций. В то же время роль неценовых факторов конкуренции по-прежнему является основополагающей. Стоит вспомнить, что в 2002 г. респонденты в большей степени обращали внимание на предлагаемый дистрибьюторами ассортимент.
На протяжении всего периода данного исследования две крупнейшие компании национального масштаба – ЦВ "Протек" и "СИА Интернейшнл" – в большинстве опрошенных регионов занимают верхние строки рейтингов.
Неизменным лидером остается компания ЦВ "Протек" – первое место в 9 из 16 регионов, в том числе и в Новосибирске, где во II квартале 2003 г. ЦВ "Протек" уступал компании "Катрен". Вторую строку ЦВ "Протек" занимает в 5 городах – в Москве, Краснодаре, Владивостоке, Перми и Тюмени, где лидирует "СИА Интернейшнл".
"СИА Интернейшнл" занимает первое место еще в двух регионах – С.-Петербурге и Ростове-на-Дону, удерживает вторую позицию в 6 из 16 городов, третью – в Казани.
Компания "Аптека-Холдинг" входит в десятку ведущих фармдистрибьюторов в 12 исследуемых регионах, занимая второе место в Казани, третье – в Москве и Тюмени.
Национальный дистрибьютор "Шрея Корпорэйшнл" входит в десятку лидеров во всех исследуемых регионах, не опускаясь ниже 8-ой позиции, а в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Воронеже занимает третье место.
Компания "Морон" присутствует в топ-листах четырех исследуемых регионов, занимая третье место в Иркутске, четвертое – в Москве, пятое – в Челябинске и Воронеже. Следует отметить, что с момента предыдущего этапа исследования этот дистрибьютор улучшил свое положение в Воронеже, поднявшись на два пункта, и сохранил свою позицию в Иркутске. Однако в Москве и Челябинске "Морон" потерял 1 и 2 пункта соответственно, по сравнению с предыдущим этапом исследования.
Компания "РОСТА" активно работает на фармацевтических рынках Северо-Запада, Поволжья, Урала и Сибири. Следует отметить, что на данном этапе исследования большинство респондентов назвали данную компанию как самостоятельного фармдистрибьютора, тогда как в прошлом опросе были названы те компании, с которыми они работали до слияния, – "Россиб Фармация", "Фарм Тамда 77" и "Артромед". По сравнению с прошлым опросом, позиции компании "РОСТА" остались стабильными во Владивостоке, Воронеже, Казани, Омске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, С.-Петербурге и Тюмени.
Интересно, что в трех городах при одинаковом значении рейтингового балла компания "РОСТА" делит свою позицию с другими фармдистрибьюторами. Так, в Тюмени и Перми – с компанией "АС-Бюро", а в Нижнем Новгороде – с "Фармкомплектом".
Такая же ситуация складывается и с другими фармдистрибьюторами. Например, компании "Волга-Натур Продукт" и "Марун" поделили пятую строку в Нижнем Новгороде, "Самарский аптечный склад" и "Биомед" – десятую строку в Самаре, в Казани на седьмом месте находятся "Интерлизинг" и "Волга-Натур Продукт", а в Новосибирске сразу три оптовика – "Северная Звезда", "Новофарм" и "Фармация" делят десятое место.
Данная ситуация объясняется тем фактом, что иногда опрошенные респонденты практически одинаково оценивают своих дистрибьюторов, и их положение в рейтинге в конечном итоге зависит от значений по отдельным критериям. Так, например, в Тюмени компания "АС-Бюро" демонстрирует более высокие показатели по критериям "Ассортимент" и "Товарный кредит", тогда как "РОСТА" выигрывает по "Привлекательной цене", "Точности" и "Оперативности" поставок, а также по критерию "Доверительные отношения".
В большинстве исследуемых регионов значения рейтингового балла трех-четырех ведущих компаний (как правило это национальные фармдистрибьюторы) значительно выше по сравнению с баллами остальных игроков десятки. Причем внутри лидирующей группы разброс значений невелик. Это свидетельствует об устойчивом положении ведущих компаний национального масштаба на российском фармацевтическом рынке.
Помимо крупнейших национальных фармдистрибьюторов в каждом регионе присутствуют местные оптовые организации, также входящие в десятку лидеров. Причем разброс значений как рейтингового балла, так и баллов по отдельным критериям среди региональных дистрибьюторов достаточно велик, что говорит о неравнозначной оценке респондентами предлагаемых оптовиками условий сотрудничества и, в конечном итоге, о значительном различии в положении этих компаний.
Заключение
Результаты исследования, регулярно проводимого компанией RMBC в 16 регионах РФ, позволяют оценивать ситуацию и отслеживать изменения, происходящие в сфере оптовых поставок ГЛС и изделий медицинского назначения. Общая тенденция к глобализации фармацевтического бизнеса, затронувшая и оптовый сектор, приводит к укреплению позиций крупных национальных компаний, усилению интеграционных процессов внутри отрасли и неизбежной концентрации в сфере фармдистрибьюции.
Аптечные организации розничного сегмента год от года сокращают количество своих постоянных поставщиков и сегодня сотрудничают с 8-10 оптовыми компаниями – в отличие от прошлых лет, когда их количество достигало 12-13. В Москве, С.-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах РФ число постоянных фармдистрибьюторов, которые снабжают аптеки, иногда достигает 20.
Ведущие позиции в рейтингах занимают крупнейшие национальные оптовые организации, такие как ЦВ "Протек", "СИА Интернейшнл", а также "Шрея Корпорэйшнл" и "Аптека-Холдинг". Следует также отметить, что лидерство этих компаний в каждом их исследуемых регионов вполне закономерно, поскольку именно они лидируют по объему импорта в РФ (Источник: бюллетень "Импорт-экспорт ГЛС и фармацевтических субстанций в 2003 г.", RMBC.) Вместе с тем каждый исследуемый регион характеризуется наличием местных дистрибьюторских компаний, обусловливающих определенную ранговую структуру данной области РФ.
Юнна Горяйнова, RMBC

Exit mobile version