Recipe.Ru

Регулятор подготовил проект программы ДПО по лечебному делу для медиков со средним образованием

Регулятор подготовил проект программы ДПО по лечебному делу для медиков со средним образованием


Среди компетенций будущего специалиста обозначены навыки проведения обследования пациентов и диагностики заболеваний, назначения, ведение пациентов с неосложненными заболеваниями, умение проводить медэкспертизы при оказании первой доврачебной медико-санитарной помощи. В перечень компетенций входит и умение проводить мероприятия по медицинской реабилитации, а также навык оказания медпомощи пациентам в экстренной форме.


Учебным планом предусмотрено четыре модуля: общие вопросы профессиональной деятельности фельдшера, оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях, оказание медицинской помощи в экстренной форме и практика. В конце каждого модуля проводится промежуточная аттестация, которая во всех модулях длится 2 часа.


Первый модуль «Общие вопросы профессиональной деятельности фельдшера» рассчитан на 124 часа: лекции – 38 часов, семинары – 84 часа, из них практическая подготовка занимает 80 часов. Модуль 2 «Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях» рассчитан на 184 часа: лекции – 70 часов, семинары с практической подготовкой – 114 часов. Модуль 3 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» занимает 42 часа: лекции – 6 часов, семинары – 34 часа. Четвертый практический модуль предусматривает 146 часов, из которых практика занимает 144 часа. Календарный учебный график учреждения должны разрабатывать самостоятельно.


Форму промежуточной аттестации, согласно новелле, каждая организация, осуществляющая образовательную деятельность, также обязана определять самостоятельно. По первым трем модулям промежуточная аттестация подразумевает решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных условиях в соответствии с содержанием модулей и планируемыми результатами обучения. Промежуточная аттестация по четвертому модулю включает в себя оценку отчета о прохождении практики, в котором перечислены примененные в ходе участия в оказании медпомощи умения с указанием количества случаев их применения. Критерии оценивания успешного прохождения промежуточной аттестации будут устанавливаться учреждением.


В конце программы предусмотрена итоговая аттестация. Она проводится в форме экзамена с решением тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацией умений в симулированных и клинических условиях. К итоговой аттестации обучающийся допускается при успешном прохождении всех промежуточных аттестаций. После нее студент получает диплом о профессиональной переподготовке.


В документе содержатся и оценочные материалы с примерами тестовых заданий и ситуационных задач. Реализуют программу работники учреждения и (или) привлекаемые специалисты на иных условиях. Их квалификация должна отвечать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном в 2010 году, или в одноименном справочнике 2011 года.


Лекции и семинары, которые не предусматривают практическую подготовку, проводятся преподавателями со средним или высшим медобразованием со стажем по профилю программы не менее трех лет. Кроме того, семинары должны проводиться в группе не более десяти человек. Семинары с практической подготовкой тоже проводят преподаватели со средним или высшим медобразованием, но, как говорится в проекте, преподаватели со средним образованием должны иметь аккредитацию по одной из специальностей: «лечебное дело», «акушерское дело», «анестезиология и реаниматология», «скорая и неотложная помощь», а также стаж не менее трех лет. В свою очередь, специалисты с высшим медобразованием при проведении семинаров с практической подготовкой должны иметь ДПО, аккредитацию по одной из специальностей: «акушерство и гинекология», «гериатрия», «дерматовенерология», «инфекционные болезни», «кардиология» и другим. Помимо этого, им необходимо иметь стаж не менее трех лет.


В четвертом модуле занятия проводятся в группе не более пяти человек преподавателями со средним или высшим медобразованием, но специалисты со средним образованием должны иметь аккредитацию по одной из специальностей: «лечебное дело», «акушерское дело», «анестезиология и реаниматология», «скорая и неотложная помощь», а также стаж не менее трех лет. Для преподавателей модуля с высшим медобразованием нужно иметь ДПО, аккредитацию по одной из специальностей: «гастроэнтерология», «гематология», «гериатрия» и другим вместе со стажем не менее трех лет.


В проекте указаны требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы. Так, в учебных аудиториях должно быть предусмотрено не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося и наличие видеопроекционной аппаратуры с доступом в интернет, тренажеров, в том числе с обратной связью для оказания экстренной помощи. Отдельно прописаны похожие требования для осуществления практической подготовки.


Корректировки в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», регламентирующие право Минздрава утверждать типовые программы ДПО для образовательных организаций (в том числе медфакультетов в непрофильных вузах и частных учебных заведениях), были утверждены в конце февраля 2025 года. Тогда же президент Владимир Путин установил запрет на дистанционное обучение при получении мед- и фармобразования. Ранее образовательные программы для ДПО основывались лишь на примерных программах, которые не имели четких требований.


Первую типовую программу ДПО – по специальности «акушерство и гинекология» – Минздрав представил в виде проекта приказа в сентябре 2025 года. В октябре 2025 года был опубликован проект типовой программы ДПО по специальности «сестринское дело», позже ведомство представило проект типовой программы ДПО по клинической фармакологии, а затем проект был выпущен и по специальности «управление и экономика фармации».


Среди компетенций будущего специалиста обозначены навыки проведения обследования пациентов и диагностики заболеваний, назначения, ведение пациентов с неосложненными заболеваниями, умение проводить медэкспертизы при оказании первой доврачебной медико-санитарной помощи. В перечень компетенций входит и умение проводить мероприятия по медицинской реабилитации, а также навык оказания медпомощи пациентам в экстренной форме.


Учебным планом предусмотрено четыре модуля: общие вопросы профессиональной деятельности фельдшера, оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях, оказание медицинской помощи в экстренной форме и практика. В конце каждого модуля проводится промежуточная аттестация, которая во всех модулях длится 2 часа.


Первый модуль «Общие вопросы профессиональной деятельности фельдшера» рассчитан на 124 часа: лекции – 38 часов, семинары – 84 часа, из них практическая подготовка занимает 80 часов. Модуль 2 «Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях» рассчитан на 184 часа: лекции – 70 часов, семинары с практической подготовкой – 114 часов. Модуль 3 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» занимает 42 часа: лекции – 6 часов, семинары – 34 часа. Четвертый практический модуль предусматривает 146 часов, из которых практика занимает 144 часа. Календарный учебный график учреждения должны разрабатывать самостоятельно.


Форму промежуточной аттестации, согласно новелле, каждая организация, осуществляющая образовательную деятельность, также обязана определять самостоятельно. По первым трем модулям промежуточная аттестация подразумевает решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных условиях в соответствии с содержанием модулей и планируемыми результатами обучения. Промежуточная аттестация по четвертому модулю включает в себя оценку отчета о прохождении практики, в котором перечислены примененные в ходе участия в оказании медпомощи умения с указанием количества случаев их применения. Критерии оценивания успешного прохождения промежуточной аттестации будут устанавливаться учреждением.


В конце программы предусмотрена итоговая аттестация. Она проводится в форме экзамена с решением тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацией умений в симулированных и клинических условиях. К итоговой аттестации обучающийся допускается при успешном прохождении всех промежуточных аттестаций. После нее студент получает диплом о профессиональной переподготовке.


В документе содержатся и оценочные материалы с примерами тестовых заданий и ситуационных задач. Реализуют программу работники учреждения и (или) привлекаемые специалисты на иных условиях. Их квалификация должна отвечать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном в 2010 году, или в одноименном справочнике 2011 года.


Лекции и семинары, которые не предусматривают практическую подготовку, проводятся преподавателями со средним или высшим медобразованием со стажем по профилю программы не менее трех лет. Кроме того, семинары должны проводиться в группе не более десяти человек. Семинары с практической подготовкой тоже проводят преподаватели со средним или высшим медобразованием, но, как говорится в проекте, преподаватели со средним образованием должны иметь аккредитацию по одной из специальностей: «лечебное дело», «акушерское дело», «анестезиология и реаниматология», «скорая и неотложная помощь», а также стаж не менее трех лет. В свою очередь, специалисты с высшим медобразованием при проведении семинаров с практической подготовкой должны иметь ДПО, аккредитацию по одной из специальностей: «акушерство и гинекология», «гериатрия», «дерматовенерология», «инфекционные болезни», «кардиология» и другим. Помимо этого, им необходимо иметь стаж не менее трех лет.


В четвертом модуле занятия проводятся в группе не более пяти человек преподавателями со средним или высшим медобразованием, но специалисты со средним образованием должны иметь аккредитацию по одной из специальностей: «лечебное дело», «акушерское дело», «анестезиология и реаниматология», «скорая и неотложная помощь», а также стаж не менее трех лет. Для преподавателей модуля с высшим медобразованием нужно иметь ДПО, аккредитацию по одной из специальностей: «гастроэнтерология», «гематология», «гериатрия» и другим вместе со стажем не менее трех лет.


В проекте указаны требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы. Так, в учебных аудиториях должно быть предусмотрено не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося и наличие видеопроекционной аппаратуры с доступом в интернет, тренажеров, в том числе с обратной связью для оказания экстренной помощи. Отдельно прописаны похожие требования для осуществления практической подготовки.


Корректировки в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», регламентирующие право Минздрава утверждать типовые программы ДПО для образовательных организаций (в том числе медфакультетов в непрофильных вузах и частных учебных заведениях), были утверждены в конце февраля 2025 года. Тогда же президент Владимир Путин установил запрет на дистанционное обучение при получении мед- и фармобразования. Ранее образовательные программы для ДПО основывались лишь на примерных программах, которые не имели четких требований.


Первую типовую программу ДПО – по специальности «акушерство и гинекология» – Минздрав представил в виде проекта приказа в сентябре 2025 года. В октябре 2025 года был опубликован проект типовой программы ДПО по специальности «сестринское дело», позже ведомство представило проект типовой программы ДПО по клинической фармакологии, а затем проект был выпущен и по специальности «управление и экономика фармации».

Exit mobile version