Изменения предлагается внести в постановление Правительства РФ №1006 от 4 октября 2012 года. Новая редакция правил призвана разграничить медпомощь, оказываемую по программе госгарантий, и платные услуги.
«В настоящее время имеются факты, когда государственные и муниципальные медицинские организации, стремясь увеличить объем своего финансового обеспечения за счет внебюджетных источников, навязывают гражданам оказание платных медицинских услуг», – пишут авторы проекта. О наличии такой проблемы они узнали из жалоб пациентов и писем ФАС о результатах проверок обоснованности оказания платных медуслуг.
Предлагается платно оказывать медицинское сопровождение пациентов при транспортировке к месту лечения, обследований или реабилитации и обратно и на платной основе размещать пациентов в отдельных «маломестных» палатах «при отсутствии медицинских или эпидемиологических показаний». Эти платные услуги добавятся к уже двум описанным в правилах: индивидуальный пост медицинского наблюдения в стационаре и применение лекарств, не входящих в госперечни и без жизненно важных показаний.
При этом скорая медпомощь, в том числе скорая специализированная, экстренная или неотложная, платно в госмедучреждениях оказываться не может.
Пытаются авторы проекта разрешить и системные проблемы. Раздельный учет и контроль использования лекарств и расходных материалов будет регламентироваться на уровне субъекта – отдельным нормативным правовым актом. А использование в коммерческой деятельности больниц материально-технической базы и медицинских кадров, задействованных в оказании медпомощи по ОМС, будет разрешать или запрещать «орган, осуществляющий функции и полномочия учредителей», в основном это региональные минздравы и городские департаменты здравоохранения.
Рекомендуется предусматривать рентабельность затрат не более 20%, говорится в проекте документа. «Понятие «рентабельность затрат» в финансовой отчетности используется редко и по своему смыслу оно близко к ROI – коэффициенту, показывающему доходность бизнеса в расчете на сделанные в него инвестиции. Так, судя по всему, государственным медучреждениям удобнее считать. Отсюда же предельный показатель в 20% – он выше, чем в среднем по рынку коммерческой медицины [15%. – Vademecum], так как учитывает более низкие стартовые затраты государственных медорганизаций на оказание услуг. У них, в отличие от частных клиник, есть определенные льготы и материально-техническая база», – поясняет Сергей Васьков, финансист, член экспертного совета Аналитического центра Vademecum.
При этом лимит на коммерческие доходы в структуре выручки госбольниц авторы новых правил не конкретизируют.
Платными медуслугами в госсекторе Минздрав занялся по поручению вице-премьера РФ Татьяны Голиковой. «Все-таки мы, если можно так сказать, заморозили темпы роста платных услуг в здравоохранении. У нас пока нет данных 2018 года, они будут в мае, но 2017 и 2016 годы – это 7,1%. Эта цифра пока не меняется. Понимаю, что вы можете сказать, что каждый измеряет это по себе – это правда, но мы пользуемся на сегодняшний день официальной статистикой, которая нам дает такие цифры», – пояснила она.
Ее данные коррелируют с результатами исследования Аналитического центра Vademecum – доля платных услуг в структуре выручки у сотни крупнейших региональных медучреждений в 2017 году составляла в среднем 7%. При этом участники рынка неоднократно говорили Vademecum о существовании негласного «плана» по доле платных услуг в структуре бюджета государственных медучреждений в 25%.
«Я понимаю, чем это вызвано. Дело в том, что необходимость повышения заработной платы работникам, сложная экономическая ситуация приводят к тому, что во многих субъектах либо сами руководители медучреждений, либо их руководство заставляют развивать платные медуслуги как дополнительный источник средств, в том числе для повышения зарплат», – рассуждал ранее о причинах появления инициативы эксперт ЦНИИОИЗ Минздрава РФ Фарит Кадыров.
Изменения предлагается внести в постановление Правительства РФ №1006 от 4 октября 2012 года. Новая редакция правил призвана разграничить медпомощь, оказываемую по программе госгарантий, и платные услуги.
«В настоящее время имеются факты, когда государственные и муниципальные медицинские организации, стремясь увеличить объем своего финансового обеспечения за счет внебюджетных источников, навязывают гражданам оказание платных медицинских услуг», – пишут авторы проекта. О наличии такой проблемы они узнали из жалоб пациентов и писем ФАС о результатах проверок обоснованности оказания платных медуслуг.
Предлагается платно оказывать медицинское сопровождение пациентов при транспортировке к месту лечения, обследований или реабилитации и обратно и на платной основе размещать пациентов в отдельных «маломестных» палатах «при отсутствии медицинских или эпидемиологических показаний». Эти платные услуги добавятся к уже двум описанным в правилах: индивидуальный пост медицинского наблюдения в стационаре и применение лекарств, не входящих в госперечни и без жизненно важных показаний.
При этом скорая медпомощь, в том числе скорая специализированная, экстренная или неотложная, платно в госмедучреждениях оказываться не может.
Пытаются авторы проекта разрешить и системные проблемы. Раздельный учет и контроль использования лекарств и расходных материалов будет регламентироваться на уровне субъекта – отдельным нормативным правовым актом. А использование в коммерческой деятельности больниц материально-технической базы и медицинских кадров, задействованных в оказании медпомощи по ОМС, будет разрешать или запрещать «орган, осуществляющий функции и полномочия учредителей», в основном это региональные минздравы и городские департаменты здравоохранения.
Рекомендуется предусматривать рентабельность затрат не более 20%, говорится в проекте документа. «Понятие «рентабельность затрат» в финансовой отчетности используется редко и по своему смыслу оно близко к ROI – коэффициенту, показывающему доходность бизнеса в расчете на сделанные в него инвестиции. Так, судя по всему, государственным медучреждениям удобнее считать. Отсюда же предельный показатель в 20% – он выше, чем в среднем по рынку коммерческой медицины [15%. – Vademecum], так как учитывает более низкие стартовые затраты государственных медорганизаций на оказание услуг. У них, в отличие от частных клиник, есть определенные льготы и материально-техническая база», – поясняет Сергей Васьков, финансист, член экспертного совета Аналитического центра Vademecum.
При этом лимит на коммерческие доходы в структуре выручки госбольниц авторы новых правил не конкретизируют.
Платными медуслугами в госсекторе Минздрав занялся по поручению вице-премьера РФ Татьяны Голиковой. «Все-таки мы, если можно так сказать, заморозили темпы роста платных услуг в здравоохранении. У нас пока нет данных 2018 года, они будут в мае, но 2017 и 2016 годы – это 7,1%. Эта цифра пока не меняется. Понимаю, что вы можете сказать, что каждый измеряет это по себе – это правда, но мы пользуемся на сегодняшний день официальной статистикой, которая нам дает такие цифры», – пояснила она.
Ее данные коррелируют с результатами исследования Аналитического центра Vademecum – доля платных услуг в структуре выручки у сотни крупнейших региональных медучреждений в 2017 году составляла в среднем 7%. При этом участники рынка неоднократно говорили Vademecum о существовании негласного «плана» по доле платных услуг в структуре бюджета государственных медучреждений в 25%.
«Я понимаю, чем это вызвано. Дело в том, что необходимость повышения заработной платы работникам, сложная экономическая ситуация приводят к тому, что во многих субъектах либо сами руководители медучреждений, либо их руководство заставляют развивать платные медуслуги как дополнительный источник средств, в том числе для повышения зарплат», – рассуждал ранее о причинах появления инициативы эксперт ЦНИИОИЗ Минздрава РФ Фарит Кадыров.