Анализ ограничения на лизинговые платежи Счетная палата погрузила в заключение на исполнение бюджета ФФОМС в 2022 году. Документ в Госдуме презентовала и.о. главы ведомства Галина Изотова.
В январе 2023 года вступили в силу поправки в Правила ОМС, в том числе появился верхний порог суммы, которую клиники могут ежегодно отправлять из бюджета ОМС на лизинг. Если организация не имеет просроченной кредиторской задолженности, размер платежа теперь составляет максимум 1 млн рублей в год (ранее – без ограничений для договоров лизинга без выкупа оборудования), в противном случае лишь 100 тысяч рублей. Правила лизинга медтехники за счет иных источников бюджета не изменились.
Аудиторы рассмотрели последствия новации в отношении государственных медорганизаций и выявили, что в 2020-2022 годах медучреждения израсходовали 3,3 млрд рублей средств ОМС на лизинговые платежи. Однако новое ограничение, фактически означающее запрет лизинга по ОМС для дорогостоящей медтехники, вынудило регионы пересмотреть свои планы. С начала 2023 года минимум семь регионов отменили госзакупки на аренду медоборудования для клиник. Передумали брать оборудование в лизинг за счет ОМС, по данным СП, в Республиках Дагестан, Хакасия, Бурятия, Томской, Белгородской и Иркутской областях.
Клиники таким образом лишились «инструмента повышения эффективности оказания медицинской помощи за счет применения высокотехнологичного медицинского оборудования», уверены авторы заключения, поскольку у клиник и у их учредителей, органов в сфере охраны здоровья, наблюдается хронический недостаток свободных средств на закупку оборудования. Кроме того, новая строчка Правил ОМС снижает для лизингодателей привлекательность работы с операторами медпомощи в системе ОМС.
Нормативные изменения Минздрава РФ коснулись и частных клиник, работающих в системе ОМС, однако эту часть проблемы в СП не осветили. По данным Vademecum, именно коммерческие клиники являются наиболее активными пользователями лизинга за счет ОМС, поскольку государственные клиники, спонсируемые федеральным и региональным бюджетом, имеют, в отличие от частных медорганизаций, иные источники для покрытия лизинга, помимо собственных средств и ОМС.
Национальная ассоциация негосударственных медицинских организаций (НАНМО) попыталась отменить новое правило через переписку с Правительством России, однако Минздрав и ФФОМС, куда в итоге и попали обращение НАНМО и письма от клиник, ограничились официальными разъяснениями. Из информации ведомств следует, что заключенные до января 2023 года договора лизинга будут оплачиваться по прежним правилам, а также что ограничение не касается траты средств, вырученных от оказания ВМП базовой программы ОМС.
Анализ ограничения на лизинговые платежи Счетная палата погрузила в заключение на исполнение бюджета ФФОМС в 2022 году. Документ в Госдуме презентовала и.о. главы ведомства Галина Изотова.
В январе 2023 года вступили в силу поправки в Правила ОМС, в том числе появился верхний порог суммы, которую клиники могут ежегодно отправлять из бюджета ОМС на лизинг. Если организация не имеет просроченной кредиторской задолженности, размер платежа теперь составляет максимум 1 млн рублей в год (ранее – без ограничений для договоров лизинга без выкупа оборудования), в противном случае лишь 100 тысяч рублей. Правила лизинга медтехники за счет иных источников бюджета не изменились.
Аудиторы рассмотрели последствия новации в отношении государственных медорганизаций и выявили, что в 2020-2022 годах медучреждения израсходовали 3,3 млрд рублей средств ОМС на лизинговые платежи. Однако новое ограничение, фактически означающее запрет лизинга по ОМС для дорогостоящей медтехники, вынудило регионы пересмотреть свои планы. С начала 2023 года минимум семь регионов отменили госзакупки на аренду медоборудования для клиник. Передумали брать оборудование в лизинг за счет ОМС, по данным СП, в Республиках Дагестан, Хакасия, Бурятия, Томской, Белгородской и Иркутской областях.
Клиники таким образом лишились «инструмента повышения эффективности оказания медицинской помощи за счет применения высокотехнологичного медицинского оборудования», уверены авторы заключения, поскольку у клиник и у их учредителей, органов в сфере охраны здоровья, наблюдается хронический недостаток свободных средств на закупку оборудования. Кроме того, новая строчка Правил ОМС снижает для лизингодателей привлекательность работы с операторами медпомощи в системе ОМС.
Нормативные изменения Минздрава РФ коснулись и частных клиник, работающих в системе ОМС, однако эту часть проблемы в СП не осветили. По данным Vademecum, именно коммерческие клиники являются наиболее активными пользователями лизинга за счет ОМС, поскольку государственные клиники, спонсируемые федеральным и региональным бюджетом, имеют, в отличие от частных медорганизаций, иные источники для покрытия лизинга, помимо собственных средств и ОМС.
Национальная ассоциация негосударственных медицинских организаций (НАНМО) попыталась отменить новое правило через переписку с Правительством России, однако Минздрав и ФФОМС, куда в итоге и попали обращение НАНМО и письма от клиник, ограничились официальными разъяснениями. Из информации ведомств следует, что заключенные до января 2023 года договора лизинга будут оплачиваться по прежним правилам, а также что ограничение не касается траты средств, вырученных от оказания ВМП базовой программы ОМС.
