Механизм блокировки продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в случае их нахождения в незаконном обороте или истечении срока годности запущен с 1 апреля 2024 г. Сейчас он распространяется на 4 товарные группы: пиво, табачную и молочную продукцию, а также упакованную воду. С 1 ноября 2024 года блокировка продаж на кассах станет обязательной для антисептиков, БАД, обуви, фотоаппаратов, шин, одежды и духов.
При этом уже сегодня можно говорить о значимых результатах в борьбе с нелегальной продукцией, благодаря введению данного механизма.
«С мая по конец июля разрешительный режим на кассах не позволил продать около 35 млн литров молочной продукции и более 34 млн литров воды. Эти значения включают в себя товары с истекшим сроком годности, признаками контрафакта и без маркировки. То есть речь идет не только о потенциально опасной продукции для наших граждан, но и о товарах, для которых не оплачены прямые и косвенные налоговое сборы. Поэтому считаю необходимым распространять этот механизм на все товарные группы, подлежащие обязательной маркировке, такая работа уже ведется», — отметил Министр промышленности и торговли Российской Федерации Антон Алиханов.
Положительный эффект наблюдается и в двух других товарных группах, для которых механизм блокировки уже является обязательным. С 1 апреля по конец июля кассы магазинов заблокировали продажу почти 6,7 млн литров пива с истекшим сроком годности, 5,7 млн литров пива с признаками контрафакта, 10,6 млн литров пива без маркировки и 716 тыс. литров пива неизвестного происхождения. Если говорить про табачную продукцию, то за аналогичный период механизм не позволил продать 13,7 млн единиц продукции с признаками контрафакта, почти 56 млн единиц без маркировки и 761,7 тыс. единиц с неизвестным происхождением.
«Как результат, продажи просроченной молочной продукции снизились на 74%, а товаров неизвестного происхождения — на 54%. В воде на 8% сократились продажи просрочки, на 24% — товаров неизвестного происхождения. Таким образом, механизм выгоден всем участникам оборота — покупатели защищены от просроченной и контрафактной продукции, бизнес получил эффективный механизм внутреннего контроля, а государство имеет возможность выявлять недобросовестных производителей, повышать собираемость налогов и выводить целые отрасли из серой зоны», — добавил глава Минпромторга России.