После прохождения программы специалист будет способен выполнять работы по обеспечению анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств, осуществлять сестринский уход и лечебные мероприятия в отношении пациентов в отделении интенсивной терапии и оказывать медпомощь в экстренной форме.
В учебном плане программы содержится пять образовательных модулей: общие вопросы профессиональной деятельности по специальности «анестезиология и реаниматология», оказание медицинской помощи пациентам при проведении анестезиологического пособия, оказание медицинской помощи пациентам в отделении интенсивной терапии, оказание медпомощи в экстренной форме, практика. В конце каждого модуля предусмотрена промежуточная аттестация длительностью два часа. Учебный график разрабатывается учреждением.
Первый модуль «Общие вопросы профессиональной деятельности по специальности «анестезиология и реаниматология» рассчитан на 114 часов, из них лекции занимают 42 часа, а семинары – 70 часов, в том числе семинары с практической подготовкой (66 часов). Второй модуль «Оказание медицинской помощи пациентам при проведении анестезиологического пособия» занимает в программе 174 часа: лекции – 52 часа, семинары с практической подготовкой – 120. Модуль 3 «Оказание медицинской помощи пациентам в отделении интенсивной терапии» предусматривает 72 часа: 28 часов лекций и 42 часа семинаров с практической подготовкой. Модуль 4 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» длится 42 академических часа, из них лекции – 6 часов, а семинары – 34 часа. Пятый практический модуль проходит в течение 144 академических часов, 142 из них занимает практика.
Форма промежуточной аттестации по каждому модулю и критерии ее успешного прохождения определяются самим учреждением, осуществляющим образовательную деятельность. Однако по первым трем модулям она должна включать в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. В промежуточной аттестации по четвертому модулю должны быть решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрация умений в симулированных условиях. В пятом модуле для промежуточной аттестации требуется отчет о прохождении практики с перечислением умений, примененных в ходе участия в оказании медицинской помощи. Также необходимо указать количество случаев применения каждого навыка, выполнения манипуляций.
В конце программы предусмотрено прохождение итоговой аттестации, которая проводится в форме экзамена. К ней допускаются обучающиеся после успешного прохождения всех промежуточных аттестаций. Экзамен включает в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. После того, как специалист успешно прошел итоговую аттестацию, он получает диплом о профессиональной переподготовке.
В проекте также содержатся примеры тестового задания и ситуационной задачи и оценочные материалы, которые формируются учреждением самостоятельно. Прописаны и требования к кадровым условиям реализации образовательной программы. В качестве преподавателей выступают работники учреждения и (или) специлисты, привлекаемые на иных условиях. Их квалификация должна отвечать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих 2010 года или в одноименном справочнике 2011 года.
Лекции и занятия семинарского типа, которые не предусматривают практическую подготовку, проводятся преподавателями со средним или высшим медобразованием и стажем медицинской и (или) педагогической деятельности по профилю программы не менее трех лет. Семинары проводятся в группе численностью не более десяти человек.
В первых трех модулях семинары, предусматривающие практическую подготовку, проводят преподаватели со средним медобразованием и с аккредитацией по «анестезиологии и реаниматологии». Кроме того, они должны осуществлять соответствующую медицинскую деятельность и иметь стаж не менее трех лет. Преподаватели этих модулей с высшим образованием должны иметь дополнительное профессиональное образование по профилю программы, аккредитацию по специальности «анестезиология-реаниматология» и стаж не менее трех лет.
Пятый практический модуль проводится в группе не более пяти человек преподавателями со средним или высшим медобразованием. При этом преподаватели со средним образованием обязаны иметь аккредитацию по «анестезиологии и реаниматологии», осуществлять соответствующую медицинскую деятельность и иметь стаж такой деятельности не менее трех лет. Преподаватели с высшим образованием обязаны иметь дополнительное профессиональное образование по профилю программы, аккредитацию по «анестезиологии-реаниматологии» и стаже не менее трех лет.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие учебных аудиторий площадью не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося, оснащенных видеопроекционной аппаратурой, и наличие тренажеров для тренировки оказания медпомощи.
Минздрав России получил право утверждать типовые программы ДПО для образовательных организаций после утверждения корректировок в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в конце февраля 2025 года. Тогда же был установлен запрет на дистанционное обучение при получении мед- и фармобразования. Первая типовая программа ДПО представлена в сентябре 2025 года, затем регулятор опубликовал еще несколько проектов программ по «сестринскому делу», «клинической фармакологии», «управлению и экономики фармации», «лечебному делу» (для работников со средним медобразованием), «кардиологии», «акушерскому делу» и другим.
После прохождения программы специалист будет способен выполнять работы по обеспечению анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств, осуществлять сестринский уход и лечебные мероприятия в отношении пациентов в отделении интенсивной терапии и оказывать медпомощь в экстренной форме.
В учебном плане программы содержится пять образовательных модулей: общие вопросы профессиональной деятельности по специальности «анестезиология и реаниматология», оказание медицинской помощи пациентам при проведении анестезиологического пособия, оказание медицинской помощи пациентам в отделении интенсивной терапии, оказание медпомощи в экстренной форме, практика. В конце каждого модуля предусмотрена промежуточная аттестация длительностью два часа. Учебный график разрабатывается учреждением.
Первый модуль «Общие вопросы профессиональной деятельности по специальности «анестезиология и реаниматология» рассчитан на 114 часов, из них лекции занимают 42 часа, а семинары – 70 часов, в том числе семинары с практической подготовкой (66 часов). Второй модуль «Оказание медицинской помощи пациентам при проведении анестезиологического пособия» занимает в программе 174 часа: лекции – 52 часа, семинары с практической подготовкой – 120. Модуль 3 «Оказание медицинской помощи пациентам в отделении интенсивной терапии» предусматривает 72 часа: 28 часов лекций и 42 часа семинаров с практической подготовкой. Модуль 4 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» длится 42 академических часа, из них лекции – 6 часов, а семинары – 34 часа. Пятый практический модуль проходит в течение 144 академических часов, 142 из них занимает практика.
Форма промежуточной аттестации по каждому модулю и критерии ее успешного прохождения определяются самим учреждением, осуществляющим образовательную деятельность. Однако по первым трем модулям она должна включать в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. В промежуточной аттестации по четвертому модулю должны быть решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрация умений в симулированных условиях. В пятом модуле для промежуточной аттестации требуется отчет о прохождении практики с перечислением умений, примененных в ходе участия в оказании медицинской помощи. Также необходимо указать количество случаев применения каждого навыка, выполнения манипуляций.
В конце программы предусмотрено прохождение итоговой аттестации, которая проводится в форме экзамена. К ней допускаются обучающиеся после успешного прохождения всех промежуточных аттестаций. Экзамен включает в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. После того, как специалист успешно прошел итоговую аттестацию, он получает диплом о профессиональной переподготовке.
В проекте также содержатся примеры тестового задания и ситуационной задачи и оценочные материалы, которые формируются учреждением самостоятельно. Прописаны и требования к кадровым условиям реализации образовательной программы. В качестве преподавателей выступают работники учреждения и (или) специлисты, привлекаемые на иных условиях. Их квалификация должна отвечать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих 2010 года или в одноименном справочнике 2011 года.
Лекции и занятия семинарского типа, которые не предусматривают практическую подготовку, проводятся преподавателями со средним или высшим медобразованием и стажем медицинской и (или) педагогической деятельности по профилю программы не менее трех лет. Семинары проводятся в группе численностью не более десяти человек.
В первых трех модулях семинары, предусматривающие практическую подготовку, проводят преподаватели со средним медобразованием и с аккредитацией по «анестезиологии и реаниматологии». Кроме того, они должны осуществлять соответствующую медицинскую деятельность и иметь стаж не менее трех лет. Преподаватели этих модулей с высшим образованием должны иметь дополнительное профессиональное образование по профилю программы, аккредитацию по специальности «анестезиология-реаниматология» и стаж не менее трех лет.
Пятый практический модуль проводится в группе не более пяти человек преподавателями со средним или высшим медобразованием. При этом преподаватели со средним образованием обязаны иметь аккредитацию по «анестезиологии и реаниматологии», осуществлять соответствующую медицинскую деятельность и иметь стаж такой деятельности не менее трех лет. Преподаватели с высшим образованием обязаны иметь дополнительное профессиональное образование по профилю программы, аккредитацию по «анестезиологии-реаниматологии» и стаже не менее трех лет.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие учебных аудиторий площадью не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося, оснащенных видеопроекционной аппаратурой, и наличие тренажеров для тренировки оказания медпомощи.
Минздрав России получил право утверждать типовые программы ДПО для образовательных организаций после утверждения корректировок в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в конце февраля 2025 года. Тогда же был установлен запрет на дистанционное обучение при получении мед- и фармобразования. Первая типовая программа ДПО представлена в сентябре 2025 года, затем регулятор опубликовал еще несколько проектов программ по «сестринскому делу», «клинической фармакологии», «управлению и экономики фармации», «лечебному делу» (для работников со средним медобразованием), «кардиологии», «акушерскому делу» и другим.
