Глобальный переход к промышленному сельскому хозяйству приводит к серьезным изменениям, которые облегчают инфекциям животных переход на нового хозяина — человека. Например, в огромных животноводческих комплексах вирусы становятся более агрессивными. А интенсификация сельского хозяйства в Китае заставляет мелких фермеров искать другие сферы деятельности, например, выращивать экзотических животных — источник многих инфекций, включая коронавирусы.
Имеющиеся на сегодняшний день данные позволяют связать происхождение нового коронавируса с распространенными в Азии рынками диких животных. Здесь смешиваются инфекции, происходящие от разных биологических видов, что приводит к появлению новых штаммов, способных заражать человека.
Так, Sars-CoV-2, судя по всему, представляет собой результат рекомбинации между вирусами летучих мышей и панголинов. Sars-CoV, ответственный за вспышку атипичной пневмонии около двадцати лет назад, ведет свое происхождение от вирусов летучих мышей и цивет.
Однако научная журналистка Лора Спинни, автор книги об эпидемии испанки, полагает, что корни проблемы лежат намного глубже. В своей колонке для Guardian она отмечает, что болезни животных все чаще «перескакивают» на людей из-за политических и экономических причин.
По словам Спинни, в последние десятилетия в Китае бурно развивается промышленное сельское хозяйство. В результате этого процесса миллионы мелких фермеров остались не у дел. Некоторым из них пришлось переместить свои участки ближе к лесам — месту обитания летучих мышей. Другие перешли на содержание и выращивание экзотических животных типа панголинов и цивет. Сочетание этих факторов обеспечило идеальную почву для переноса вирусов животных к человеку.
Особенности производства еды повлияли и на другую группу вирусов — возбудителей гриппа. Хотя люди получали новые штаммы гриппа от животных на протяжении тысячелетий, в последние годы это происходит все чаще. Причина — распространение гигантских животноводческих комплексов, где вирусы могут стать более вирулентными., прежде чем начнут заражать людей.
Спинни отмечает, что в последние годы животноводческая отрасль научилась сдерживать многие вспышки инфекций среди домашних животных. Например, в западных странах специалисты могут отследить появление новой болезни в течение нескольких часов и в короткие сроки изготовить вакцину. Похожие процессы происходят и в Китае. Однако другого источника потенциально опасных для человека вирусов — рынков диких животных в Восточной Азии — изменения почти не коснулись.
Промышленное сельское хозяйство — не единственный драйвер распространения инфекций. Лесозаготовки и добыча полезных ископаемых в отдаленных районах, строительство дорог и быстрая урбанизация также вносят свой вклад в подготовку новых пандемий.
Однако у нас есть возможность изменить положение дел, заключает Спинни. Для этого необходимо ответственно подходить к выбору товаров и голосовать за политиков, которые не закрывают глаза на глобальные проблемы.
Между тем, сама пандемия коронавируса, а особенно меры борьбы с ней, также серьезно повлияют на экономику. Эксперты предсказывают, что последствия могут быть сравнимы с Великой депрессией. Например, потерять работу могут до 30% взрослых американцев.