В России в скором времени может появиться еще одна ассоциация фармпроизводителей. Идею создания дженериковой ассоциации вынашивают крупные производители, представленные на российском рынке. Среди них израильская компания Teva, которая ведет переговоры с другими участниками рынка. Эксперты отмечают, что в России почти весь фармрынок дженериковый, поэтому государство и без ассоциаций полностью поддерживает интересы производителей копий оригинальных препаратов.
Сейчас в России существуют несколько общественных организаций, объединяющих фармпроизводителей. В Ассоциацию российских фармацевтических производителей (АРФП), учрежденную в 2002 году, входит 14 российских фармпредприятий. По данным ЦМИ «Фармэксперт», по итогам 2007 года на их долю приходилось более 55% лекарственных средств, выпускаемых в стране. В Ассоциацию международных фармацевтических производителей (AIPM), созданную в 1994 году, входит 50 компаний. На их долю на российском рынке приходится 65% импорта лекарств. Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), зарегистрированный в 2002 году, объединяет 55 российских и иностранных дистрибьюторов и фармпроизводителей.
По информации РБК daily, над созданием дженериковой ассоциации, аналогичной существующим в США и Европе, активно работает российское представительство израильской Teva. В Teva подтвердили, что компания заинтересована в создании такой ассоциации и ведет переговоры с потенциальными участниками нового объединения еще с прошлого года, однако раскрыть подробности и рассказать, какие цели будет преследовать новое объединение, отказались.
«Идея неоднократно высказывалась участниками рынка, например, обсуждалась на стратегической сессии АРФП в конце 2007 года, — рассказал гендиректор «Нижфарма» Дмитрий Ефимов. — Деление фармкомпаний по признаку страновой принадлежности капитала морально устарело и себя исчерпало. В АРФП чисто российские компании находятся в меньшинстве, тогда как члены AIPM строят производственные площадки на территории России и тем самым попадают в категорию местных производителей. Так что сегментация рынка по модели бизнеса — дженериковый или инновационный — говорит о следующем этапе созревания рынка».
Исполнительный директор AIPM Владимир Шипков пока не располагает официальной информацией о планах дженериковых компаний создать альтернативную ассоциацию. По его словам, AIPM сегодня представляет интересы и инновационных, и дженериковых компаний, при этом не видит конфликта интересов между ними.
«В России и без того для дженериковых компаний существуют предпочтения: из-за невысокой цены на аналоги лекарств российские государственные закупки ориентированы именно на дженериковый портфель, а покупатели не могут себе позволить приобрести дорогой инновационный препарат», — рассуждает руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. Он отмечает, что жесткая конкуренция дженериковых и инновационных препаратов характерна для Западной Европы и США, где доля рынка инновационных препаратов очень высока. А в России дженериковые препараты занимают 80—95% рынка. «В России существующее законодательство представляет преференции дженериковым препаратам, позволяя выводить их на рынок гораздо быстрее, чем инновационные. Для копий срок регистрации составляет полгода, а не два», — добавляет Владимир Шипков.