Второе в нынешнем году заседание Российской ассоциации фармацевтического маркетинга состоялось в Москве в ресторане «Зарубежье». Его тема была посвящена 10-летию программы «ДЛО/ОНЛС/ВЗН».
Заседание открыл директор Института развития общественного здравоохранения, сопредседатель Координационного совета РАФМ Юрий Крестинский. В своем вступительном слове он подчеркнул, что программа льготного лекарственного обеспечения граждан РФ остается актуальной и по сей день. А также привел данные аналитических компаний, согласно которым в 2016 году лишь около четверти лекарственных средств находятся в рамках программ государственного размещения.
Тему эффективности программы ДЛО-ОНЛС затронула в своем докладе член ученого совета «Национального НИИ общественного здоровья» РАМН Елена Тельнова. Сначала она коротко остановилась на истории вопроса льготного лекарственного обеспечения. Проблемы явно обозначились в начале 1990-х годов в период формирования рыночных отношений. Причинами этого стал комплекс неблагоприятных социально-экономических факторов, в том числе ухудшение здоровья населения, снижение продолжительности жизни, рост социально значимых заболеваний, а также дефицит финансирования, который привел к росту задолженности перед аптечными организациями за отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам декретированным группам населения.
В 1994 году правительство утвердило Постановление от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами», в соответствии с которым отдельным группам населения и лицам с определенными заболеваниями ЛС по рецептам врача должны отпускаться бесплатно или на льготных условиях с 50% скидкой. Введение в действие такого постановления было обусловлено перестройкой экономических отношений в сфере обращения ЛС, ростом цен на них, что сделало ЛС недоступными для населения с низким уровнем доходов. Однако предоставленные правительством льготы не были подкреплены соответствующими объемами финансирования. Это привело к огромной задолженности бюджета перед аптеками за отпущенные ЛС, а в конечном итоге к снижению качества лекарственной помощи.
Всего в программу было вложено 768,9 млрд руб. Из них государство выделило 283,6 млрд (37%), за счет населения было погашено 485,3 млрд (63%). При этом по динамике объема потраченных средств наблюдается рост финансирования при уменьшении количества льготников с 14,7 млн человек до 3,8 млн.
За время реализации программы в нее неоднократно вносились изменения. Самая значительная модернизация произошла в 2008 году, когда в отдельную группу были выделены 7 высокозатратных нозологий, куда вошли заболевания, требующие проведения дорогостоящей терапии. Кроме того были внедрены методы стандартизации медпомощи, усовершенствованы контрольно-надзорные мероприятия.
При всех очевидных плюсах программы Елена Тельнова выделила и ряд проблем, оставшихся нерешенными. К ним эксперт в первую очередь отнесла вопрос о «невозможности» монетизации льгот для пациентов, участвующих в программе. Без решения данного вопроса нарушается солидарный принцип, подчеркнула г-жа Тельнова. Кроме того, важно решить вопрос объединения двух государственных программ (ОНЛС и ПП №890) в одну, при этом обеспечить концентрацию всех денежных средств в одном месте.
Старший менеджер по развитию бизнеса компании IMS Антон Каляпин представил данные, согласно которым только три отечественные компании смогли продемонстрировать устойчивый рост в ТОП-20 в программе ДЛО. К ним относятся «Канонфарма продакшн», «Озон», «Фармстандарт». Доля иностранных препаратов по отношению к российским за 10 лет составила от 75 до 90 процентов в рублях, в упаковках эта пропорция разделилась примерно поровну.
Вместе с тем с 2008 года доля отечественных препаратов в льготной лекарственной программе выросла с 6 до 26%. Об этом сообщил генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк. В своем докладе он также представил ТОП-10 производителей с общей долей 487 млрд рублей, занимающих свыше 60% доли рынка. Возглавляет десятку F.Hoffmann La-Roche с объемом 102,5 млрд рублей. Далее расположены Johnson & Johnson (71,1), Novartis (62,2), Sanofi–Aventis (49,3), Teva (46,4), Novo Nordisk (40,8), Bayer (38,6), AstraZeneca (28,9), Octapharma (24,3), Baxter Healthcare (22,8).
Программа ДЛО дала огромный импульс развитию рынка, подытожил директор подразделения Здравоохранение компании «Синовейт Комкон» Олег Фельдман. Прежде всего это выражается в возможности расчета стоимости объема возмещения и его ключевых параметров. Тактической победой многих производителей можно считать использование программы для вывода своих продуктов на рынок. Самая же большая неудача – снижение количества охваченного населения и порождение устойчивых сомнений в качестве предоставляемых услуг и продуктов. Главная задача сегодняшнего дня — «трезвая оценка прошлого опыта и попытка реализовать новый подход с иной отдачей», заключил эксперт.
Следующее заседание РАФМ планируется провести 24 марта. Оно будет посвящено вопросам страхового обеспечения граждан лекарственными средствами.
Второе в нынешнем году заседание Российской ассоциации фармацевтического маркетинга состоялось в Москве в ресторане «Зарубежье». Его тема была посвящена 10-летию программы «ДЛО/ОНЛС/ВЗН».
Заседание открыл директор Института развития общественного здравоохранения, сопредседатель Координационного совета РАФМ Юрий Крестинский. В своем вступительном слове он подчеркнул, что программа льготного лекарственного обеспечения граждан РФ остается актуальной и по сей день. А также привел данные аналитических компаний, согласно которым в 2016 году лишь около четверти лекарственных средств находятся в рамках программ государственного размещения.
Тему эффективности программы ДЛО-ОНЛС затронула в своем докладе член ученого совета «Национального НИИ общественного здоровья» РАМН Елена Тельнова. Сначала она коротко остановилась на истории вопроса льготного лекарственного обеспечения. Проблемы явно обозначились в начале 1990-х годов в период формирования рыночных отношений. Причинами этого стал комплекс неблагоприятных социально-экономических факторов, в том числе ухудшение здоровья населения, снижение продолжительности жизни, рост социально значимых заболеваний, а также дефицит финансирования, который привел к росту задолженности перед аптечными организациями за отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам декретированным группам населения.
В 1994 году правительство утвердило Постановление от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами», в соответствии с которым отдельным группам населения и лицам с определенными заболеваниями ЛС по рецептам врача должны отпускаться бесплатно или на льготных условиях с 50% скидкой. Введение в действие такого постановления было обусловлено перестройкой экономических отношений в сфере обращения ЛС, ростом цен на них, что сделало ЛС недоступными для населения с низким уровнем доходов. Однако предоставленные правительством льготы не были подкреплены соответствующими объемами финансирования. Это привело к огромной задолженности бюджета перед аптеками за отпущенные ЛС, а в конечном итоге к снижению качества лекарственной помощи.
Всего в программу было вложено 768,9 млрд руб. Из них государство выделило 283,6 млрд (37%), за счет населения было погашено 485,3 млрд (63%). При этом по динамике объема потраченных средств наблюдается рост финансирования при уменьшении количества льготников с 14,7 млн человек до 3,8 млн.
За время реализации программы в нее неоднократно вносились изменения. Самая значительная модернизация произошла в 2008 году, когда в отдельную группу были выделены 7 высокозатратных нозологий, куда вошли заболевания, требующие проведения дорогостоящей терапии. Кроме того были внедрены методы стандартизации медпомощи, усовершенствованы контрольно-надзорные мероприятия.
При всех очевидных плюсах программы Елена Тельнова выделила и ряд проблем, оставшихся нерешенными. К ним эксперт в первую очередь отнесла вопрос о «невозможности» монетизации льгот для пациентов, участвующих в программе. Без решения данного вопроса нарушается солидарный принцип, подчеркнула г-жа Тельнова. Кроме того, важно решить вопрос объединения двух государственных программ (ОНЛС и ПП №890) в одну, при этом обеспечить концентрацию всех денежных средств в одном месте.
Старший менеджер по развитию бизнеса компании IMS Антон Каляпин представил данные, согласно которым только три отечественные компании смогли продемонстрировать устойчивый рост в ТОП-20 в программе ДЛО. К ним относятся «Канонфарма продакшн», «Озон», «Фармстандарт». Доля иностранных препаратов по отношению к российским за 10 лет составила от 75 до 90 процентов в рублях, в упаковках эта пропорция разделилась примерно поровну.
Вместе с тем с 2008 года доля отечественных препаратов в льготной лекарственной программе выросла с 6 до 26%. Об этом сообщил генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк. В своем докладе он также представил ТОП-10 производителей с общей долей 487 млрд рублей, занимающих свыше 60% доли рынка. Возглавляет десятку F.Hoffmann La-Roche с объемом 102,5 млрд рублей. Далее расположены Johnson & Johnson (71,1), Novartis (62,2), Sanofi–Aventis (49,3), Teva (46,4), Novo Nordisk (40,8), Bayer (38,6), AstraZeneca (28,9), Octapharma (24,3), Baxter Healthcare (22,8).
Программа ДЛО дала огромный импульс развитию рынка, подытожил директор подразделения Здравоохранение компании «Синовейт Комкон» Олег Фельдман. Прежде всего это выражается в возможности расчета стоимости объема возмещения и его ключевых параметров. Тактической победой многих производителей можно считать использование программы для вывода своих продуктов на рынок. Самая же большая неудача – снижение количества охваченного населения и порождение устойчивых сомнений в качестве предоставляемых услуг и продуктов. Главная задача сегодняшнего дня — «трезвая оценка прошлого опыта и попытка реализовать новый подход с иной отдачей», заключил эксперт.
Следующее заседание РАФМ планируется провести 24 марта. Оно будет посвящено вопросам страхового обеспечения граждан лекарственными средствами.