ВСП проводил исследование с 31 марта по 15 апреля 2023 года в 270 аптеках в 15 регионах России. «Тайные покупатели» посетили 18 аптек из четырех федеральных сетей – «Апрель», «Планета здоровья», «Доктор Столетов / Озерки», «Ригла / Будь здоров» в каждом городе. Кроме того, в выборку включили аптеки, которые не относятся к этим сетям, – от двух до пяти в каждом городе.
Выяснилось, что 69,7% фармацевтов не интересуются предпочтениями клиентов. Так, чаще всего фармацевты рекомендовали без уточнения особенностей состояния пациента препараты от диареи – в 31,1% аптек, куда обращались «тайные покупатели». Значительно реже ситуация встречалась при жалобах на кашель – только в 7,3% случаев.
По данным ВСП, если работник аптечного пункта не выявлял особенности состояния пациента, то только 34,4% рекомендуемых лекарств соответствовали самочувствию последнего. Даже при наличии нужного лекарства почти в половине случаев (47%) фармацевты инициативно предлагали другой вариант. Только в 23,3% случаев средства являлись аналогом запрошенному препарату по действующему веществу и дозировке. При этом в 62% случаев аптекари рекомендовали БАДы, но в 15% такой продукции не была включена в перечень необходимых препаратов при указанном состоянии.
Как уточнили в ВСП, около 30% пациентов вместо посещения врача идут сразу в аптеку, а 61% при выборе препарата руководствуется именно советом провизора.
Сопредседатель ВСП Ян Власов считает, что правительству необходимо повлиять на работу аптечных сетей – ограничить маркетинговые бонусы, которые являются большой частью доходов аптек, и ввести контроль за наценкой на льготные и бюджетные лекарства, а также ввести единую систему регулирования работы аптечных пунктов.
«Отдельного внимания требует регулирование обращения БАДов. Назрела также необходимость создания федерального органа по управлению за аптечными сетями. Все эти предложения поступят для рассмотрения в Госдуму от фракции «Единая Россия»», – уточнил Власов.
В России добровольная маркировка БАД стартовала 1 мая 2021 года. Под нее попала 21 категория продукции – природные и синтезированные витамины и их производные, провитамины, смеси витаминов и минеральных веществ и другие БАДы. Как сообщал Минпромторг, на август 2022 года в эксперименте приняли участие 1,6 тысячи компаний, занимающихся оборотом БАД.
«Из них более тысячи – представители оптового и розничного звена, 153 – производители, 149 – импортеры, в том числе «Эвалар», Amway, «Гербалайф», Solgar, «Фармстандарт», Stada, Queisser Pharma и другие», – отмечал заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак.
В июне 2023 года правительство утвердило обязательную маркировку БАДов. Она начнется с 1 сентября 2023 года.
ВСП проводил исследование с 31 марта по 15 апреля 2023 года в 270 аптеках в 15 регионах России. «Тайные покупатели» посетили 18 аптек из четырех федеральных сетей – «Апрель», «Планета здоровья», «Доктор Столетов / Озерки», «Ригла / Будь здоров» в каждом городе. Кроме того, в выборку включили аптеки, которые не относятся к этим сетям, – от двух до пяти в каждом городе.
Выяснилось, что 69,7% фармацевтов не интересуются предпочтениями клиентов. Так, чаще всего фармацевты рекомендовали без уточнения особенностей состояния пациента препараты от диареи – в 31,1% аптек, куда обращались «тайные покупатели». Значительно реже ситуация встречалась при жалобах на кашель – только в 7,3% случаев.
По данным ВСП, если работник аптечного пункта не выявлял особенности состояния пациента, то только 34,4% рекомендуемых лекарств соответствовали самочувствию последнего. Даже при наличии нужного лекарства почти в половине случаев (47%) фармацевты инициативно предлагали другой вариант. Только в 23,3% случаев средства являлись аналогом запрошенному препарату по действующему веществу и дозировке. При этом в 62% случаев аптекари рекомендовали БАДы, но в 15% такой продукции не была включена в перечень необходимых препаратов при указанном состоянии.
Как уточнили в ВСП, около 30% пациентов вместо посещения врача идут сразу в аптеку, а 61% при выборе препарата руководствуется именно советом провизора.
Сопредседатель ВСП Ян Власов считает, что правительству необходимо повлиять на работу аптечных сетей – ограничить маркетинговые бонусы, которые являются большой частью доходов аптек, и ввести контроль за наценкой на льготные и бюджетные лекарства, а также ввести единую систему регулирования работы аптечных пунктов.
«Отдельного внимания требует регулирование обращения БАДов. Назрела также необходимость создания федерального органа по управлению за аптечными сетями. Все эти предложения поступят для рассмотрения в Госдуму от фракции «Единая Россия»», – уточнил Власов.
В России добровольная маркировка БАД стартовала 1 мая 2021 года. Под нее попала 21 категория продукции – природные и синтезированные витамины и их производные, провитамины, смеси витаминов и минеральных веществ и другие БАДы. Как сообщал Минпромторг, на август 2022 года в эксперименте приняли участие 1,6 тысячи компаний, занимающихся оборотом БАД.
«Из них более тысячи – представители оптового и розничного звена, 153 – производители, 149 – импортеры, в том числе «Эвалар», Amway, «Гербалайф», Solgar, «Фармстандарт», Stada, Queisser Pharma и другие», – отмечал заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак.
В июне 2023 года правительство утвердило обязательную маркировку БАДов. Она начнется с 1 сентября 2023 года.