Recipe.Ru

Предотвратить вымирание

Предотвратить вымирание

Выполнение задач президентской демографической концепции не позволит предотвратить вымирание России. Снижение смертности даст лишь краткосрочный эффект, надежды на миграцию необоснованны, а меры поддержания рождаемости туманны и не дадут достаточного результата.

Концепция не предотвращает вымирания

Динамика населения России сегодня представляет собой «демографическую зиму»: население неуклонно сокращается, несмотря на иммиграцию, главным образом, из стран СНГ — Украины и Средней Азии. Средняя продолжительность жизни, особенно среди мужчин, остается крайне низкой.

«Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная указом президента России от 09.10.2007 года № 1351, описывает комплекс мер, направленных на решение демографических проблем России — стабилизацию численности населения на уровне 145 миллионов человек, рост рождаемости, снижение смертности. Цели, описанные в демографической концепции (см. врез сбоку), кроме цифр и фактической информации по численным показателями рождаемости, смертности, миграции и т. п. содержат массу туманных целей, выполнение которых трудно контролировать и оценивать (например, «повышение качества жизни», «укрепление института семьи», «повышение обязательств родителей»). Кроме того, в текущих условиях прямое исполнение концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года не приведет к главной заявленной цели — прекращению депопуляции.

Даже при оптимистическом сценарии предотвращение вымирания России на период до 2025 г. не может быть достигнуто за счет заявленного в демографической концепции миграционного прироста.

ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==

Таковы результаты расчета по заложенным в концепцию параметрам: к 2025 году «недобор» по численности населения составит около 4 млн чел. (по сравнению с целевыми 145 млн человек).

Наш расчет также показывает, что при выполнении условий концепции численность населения несколько снижается к 2014 году, далее растет до 2017 года, а затем снижается нарастающими темпами. Снижение после 2017 года объективно связано с демографической ямой 1990-х годов.

Таким образом, на момент проверки результатов в 2015 году можно будет констатировать вполне успешное достижение целей 2015 года. Однако это не будет в полной мере связано с целенаправленными действиями, а окажется следствием сохраняющейся еще пока благоприятной возрастной структуры населения. В детородном возрасте сейчас находится чрезвычайно многочисленное поколение 80-х годов прошлого века.

Более того, возникает риск переоценки перспективы результатов к 2025 году. Согласно тому же расчету,

с 2015-го по 2025 год численность населения сократится примерно на 1 млн человек, даже если будут выполнены все поставленные в демографической концепции вспомогательные задачи

(увеличение миграционного прироста до 200 тыс. чел./год к 2015 г. и до 300 тыс. чел./год к 2025 г.; рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 ребенка на женщину к 2015 г. и до 1,95 к 2025 г.; снижение смертности в 1,5 раза к 2015 г. и в 1,6 раза – к 2025 г.). Далее мы детально обсудим ряд несоответствий концепции излагаемым в ней целям и предложим пути ее модификации для их достижения.

Средняя Азия нам поможет?

Чтобы проиллюстрировать вклад миграционного прироста, сравним расчет со всеми целевыми показателями демографической концепции и расчет, в котором сохранены те же параметры за исключением миграции.

В прогнозе демографической концепции стабилизация численности населения во многом обеспечена за счет миграции, а не за счет улучшения ситуации с рождаемостью и смертностью в стране. Однако

основные миграционные «доноры» России — страны СНГ — вскоре окажутся в демографической яме, для ряда стран (например, Украины) более серьезной, чем российская.

Наиболее резким спад рождаемости был в странах Средней Азии, впрочем, с очень высокого уровня, тем самым проблема депопуляции им пока никак не грозит, но сокращение прироста численности рабочей силы там сейчас происходит очень заметное. На рынок труда в ближайшие годы в странах СНГ будут выходить все более и более малочисленные возрастные когорты, что приведет к значительному уменьшению избытка рабочей силы и послужит мощным фактором сокращения миграционного прироста населения России.

В этих условиях не приходится ждать сколько-нибудь заметного увеличения миграционного прироста; это скорее дает основание ожидать его значительного сокращения. Даже для сохранения миграционного прироста на уровне 2010 года необходимо будет приложить очень значительные усилия (поэтому в дальнейшем мы подобный сценарий будем рассматривать в качестве оптимистического).

Статистика это подтверждает: в 2010 году произошло существенное сокращение миграционного прироста.

И уменьшение это произошло прежде всего за счет уменьшения числа прибывших из стран СНГ (с 241 до 159 тыс. чел.).

В целом динамика миграционного прироста населения России выглядит так:

Таким образом, планы решения демографических проблем России за счет миграционного прироста (а не за счет стимулирования рождаемости и ликвидации российской сверхсмертности), представленные в демографической концепции, являются крайне рискованными.

Кроме того, дополнительные меры, направленные только на одно из направлений (снижение смертности или повышение рождаемости), недостаточны. Сравнение модельных расчетов приведено на рисунке

.

При этом расчет показывает, что в стратегической перспективе, характерной для демографических процессов (медленных по своей сути) это ведет к нарастающим темпам убыли населения.

Исключение составляет, очевидно, недостижимый сценарий повышения к 2021 году и удержанию впоследствии рождаемости на уровне 2,20 ребенка на женщину

(Данный показатель зафиксирован в Исландии в 2009 и 2010 гг.)

Больше рожать и меньше умирать

Проведенные расчеты показывают, что для достижения целевого показателя в 145 млн чел. к 2025 году необходимо добиться одновременного кардинального снижения смертности до уровня заметно более низкого, чем предполагается концепцией демографической политики, и кардинального роста рождаемости до уровня более высокого, чем заложен в этой концепции в качестве целевого:

• К 2023 году достичь уровня смертности, обеспечивающего ожидаемую продолжительность жизни 79,9 года (для мужчин: 77,6 года, для женщин: 82,2 года).

• К 2025 году достичь уровня рождаемости 2,05 ребенка на женщину.

• На период до 2025 г. поддерживать миграционный прирост на уровне 2010 г.

(158 тыс. чел. в год).

Отметим, что достижение одной из целей — ожидаемой продолжительности жизни мужчин в 77,6 года — не представляется столь уж нереалистичным, ведь эта цифра лишь на четыре года больше, чем в одной из самых бедных (но при этом и одной из самых малопьющих) стран Европы — в Албании. Таким образом, для выхода на этот уровень достаточно было бы применить в полном объеме (включая и многократное повышение акцизов) стандартный набор рекомендаций Всемирной организации здравоохранения по контролю над алкоголем и табаком. Достижение целей по миграции и рождаемости представляется значительно более сложным.

{mossh}

Выполнение задач президентской демографической концепции не позволит предотвратить вымирание России. Снижение смертности даст лишь краткосрочный эффект, надежды на миграцию необоснованны, а меры поддержания рождаемости туманны и не дадут достаточного результата.

Концепция не предотвращает вымирания

Динамика населения России сегодня представляет собой «демографическую зиму»: население неуклонно сокращается, несмотря на иммиграцию, главным образом, из стран СНГ — Украины и Средней Азии. Средняя продолжительность жизни, особенно среди мужчин, остается крайне низкой.

«Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная указом президента России от 09.10.2007 года № 1351, описывает комплекс мер, направленных на решение демографических проблем России — стабилизацию численности населения на уровне 145 миллионов человек, рост рождаемости, снижение смертности. Цели, описанные в демографической концепции (см. врез сбоку), кроме цифр и фактической информации по численным показателями рождаемости, смертности, миграции и т. п. содержат массу туманных целей, выполнение которых трудно контролировать и оценивать (например, «повышение качества жизни», «укрепление института семьи», «повышение обязательств родителей»). Кроме того, в текущих условиях прямое исполнение концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года не приведет к главной заявленной цели — прекращению депопуляции.

Даже при оптимистическом сценарии предотвращение вымирания России на период до 2025 г. не может быть достигнуто за счет заявленного в демографической концепции миграционного прироста.

Таковы результаты расчета по заложенным в концепцию параметрам: к 2025 году «недобор» по численности населения составит около 4 млн чел. (по сравнению с целевыми 145 млн человек).

Наш расчет также показывает, что при выполнении условий концепции численность населения несколько снижается к 2014 году, далее растет до 2017 года, а затем снижается нарастающими темпами. Снижение после 2017 года объективно связано с демографической ямой 1990-х годов.

Таким образом, на момент проверки результатов в 2015 году можно будет констатировать вполне успешное достижение целей 2015 года. Однако это не будет в полной мере связано с целенаправленными действиями, а окажется следствием сохраняющейся еще пока благоприятной возрастной структуры населения. В детородном возрасте сейчас находится чрезвычайно многочисленное поколение 80-х годов прошлого века.

Более того, возникает риск переоценки перспективы результатов к 2025 году. Согласно тому же расчету,

с 2015-го по 2025 год численность населения сократится примерно на 1 млн человек, даже если будут выполнены все поставленные в демографической концепции вспомогательные задачи

(увеличение миграционного прироста до 200 тыс. чел./год к 2015 г. и до 300 тыс. чел./год к 2025 г.; рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 ребенка на женщину к 2015 г. и до 1,95 к 2025 г.; снижение смертности в 1,5 раза к 2015 г. и в 1,6 раза – к 2025 г.). Далее мы детально обсудим ряд несоответствий концепции излагаемым в ней целям и предложим пути ее модификации для их достижения.

Средняя Азия нам поможет?

Чтобы проиллюстрировать вклад миграционного прироста, сравним расчет со всеми целевыми показателями демографической концепции и расчет, в котором сохранены те же параметры за исключением миграции.

В прогнозе демографической концепции стабилизация численности населения во многом обеспечена за счет миграции, а не за счет улучшения ситуации с рождаемостью и смертностью в стране. Однако

основные миграционные «доноры» России — страны СНГ — вскоре окажутся в демографической яме, для ряда стран (например, Украины) более серьезной, чем российская.

Наиболее резким спад рождаемости был в странах Средней Азии, впрочем, с очень высокого уровня, тем самым проблема депопуляции им пока никак не грозит, но сокращение прироста численности рабочей силы там сейчас происходит очень заметное. На рынок труда в ближайшие годы в странах СНГ будут выходить все более и более малочисленные возрастные когорты, что приведет к значительному уменьшению избытка рабочей силы и послужит мощным фактором сокращения миграционного прироста населения России.

В этих условиях не приходится ждать сколько-нибудь заметного увеличения миграционного прироста; это скорее дает основание ожидать его значительного сокращения. Даже для сохранения миграционного прироста на уровне 2010 года необходимо будет приложить очень значительные усилия (поэтому в дальнейшем мы подобный сценарий будем рассматривать в качестве оптимистического).

Статистика это подтверждает: в 2010 году произошло существенное сокращение миграционного прироста.

И уменьшение это произошло прежде всего за счет уменьшения числа прибывших из стран СНГ (с 241 до 159 тыс. чел.).

В целом динамика миграционного прироста населения России выглядит так:

Таким образом, планы решения демографических проблем России за счет миграционного прироста (а не за счет стимулирования рождаемости и ликвидации российской сверхсмертности), представленные в демографической концепции, являются крайне рискованными.

Кроме того, дополнительные меры, направленные только на одно из направлений (снижение смертности или повышение рождаемости), недостаточны. Сравнение модельных расчетов приведено на рисунке

.

При этом расчет показывает, что в стратегической перспективе, характерной для демографических процессов (медленных по своей сути) это ведет к нарастающим темпам убыли населения.

Исключение составляет, очевидно, недостижимый сценарий повышения к 2021 году и удержанию впоследствии рождаемости на уровне 2,20 ребенка на женщину

(Данный показатель зафиксирован в Исландии в 2009 и 2010 гг.)

Больше рожать и меньше умирать

Проведенные расчеты показывают, что для достижения целевого показателя в 145 млн чел. к 2025 году необходимо добиться одновременного кардинального снижения смертности до уровня заметно более низкого, чем предполагается концепцией демографической политики, и кардинального роста рождаемости до уровня более высокого, чем заложен в этой концепции в качестве целевого:

• К 2023 году достичь уровня смертности, обеспечивающего ожидаемую продолжительность жизни 79,9 года (для мужчин: 77,6 года, для женщин: 82,2 года).

• К 2025 году достичь уровня рождаемости 2,05 ребенка на женщину.

• На период до 2025 г. поддерживать миграционный прирост на уровне 2010 г.

(158 тыс. чел. в год).

Отметим, что достижение одной из целей — ожидаемой продолжительности жизни мужчин в 77,6 года — не представляется столь уж нереалистичным, ведь эта цифра лишь на четыре года больше, чем в одной из самых бедных (но при этом и одной из самых малопьющих) стран Европы — в Албании. Таким образом, для выхода на этот уровень достаточно было бы применить в полном объеме (включая и многократное повышение акцизов) стандартный набор рекомендаций Всемирной организации здравоохранения по контролю над алкоголем и табаком. Достижение целей по миграции и рождаемости представляется значительно более сложным.

{mossh}

Exit mobile version