Recipe.Ru

Правительство внесло в Госдуму проект ФЗ о платформенной экономике

Правительство внесло в Госдуму проект ФЗ о платформенной экономике


Предлагаемый закон определяет «правовые основы платформенной экономики в РФ и регулирует отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ, их партнерами и пользователями в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг». В документе также впервые в российском правовом поле дается определение терминам «платформенная экономика» и «цифровая платформа».


Так, цифровая платформа, в представлении разработчиков, – это информационная система или сайт в Интернете, или программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Платформы, которые обеспечивают взаимодействие операторов, партнеров и пользователей и предусматривают размещение заказов и карточек товаров, совершение сделок, проведение оплаты товаров и услуг, авторы проекта предлагают верифицировать как посреднические цифровые платформы и вести реестр таких сайтов, то есть маркетплейсов.


В проект также погружено требование к держателям маркетплейсов обеспечивать партнерам на своих площадках техническую возможность размещения в карточке товаров информации о наличии у продавца разрешений и лицензий, сведений о маркировке. Регламент также содержит запрет на размещение на маркетплейсах карточек товаров на лекарства и медизделия, не прошедшие регистрацию или изъятые из оборота, БАД, не разрешенные к применению на территории страны. Сами же операторы маркетплейсов будут обязаны обозначать товары, которые должны в России маркироваться.


В предлагаемой версии федерального закона устанавливается обязательная процедура досудебного обжалования действий и бездействий оператора маркетплейса (блокировка карточек, снижение рейтинга партнера, ухудшение положения карточки товара в поисковой выдаче) непосредственно на базе самой платформы.


Параллельно с новым законом Правительство России внесло в нижнюю палату парламента и два проекта-спутника. Первый предусматривает адаптацию российского права к новому ФЗ. Поправки предполагается внести в законы «О защите прав потребителей» и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».


Во второй документ погружены корректировки в КоАП РФ. Его предлагается расширить двумя новыми статьями: «Неисполнение требований оператором посреднической цифровой платформы» и «Нарушение требований к размещению предложений о продаже товаров». Финансовые санкции предлагается применять и к операторам маркетплейсов, и к их партнерам-продавцам. Так, если держатель платформы не будет проверять сведения о лице, намеревающемся стать партнером, через ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регуляторы смогут накладывать штраф на должностные лица в размере от 30 до 80 тысяч рублей, на юрлица – от 100 до 400 тысяч рублей. Штраф для маркетплейсов за нарушение требований к размещению предложений о продаже товаров может составить от 30 до 70 тысяч рублей с увеличением до 70–200 тысяч рублей при повторном нарушении.


Проекты-спутники могут вступить в силу 1 марта 2027 года.


Впервые законопроект «О платформенной экономике» был опубликован в конце ноября 2024 года, однако представители e-commerce выступили с критикой документа: одни эксперты полагали, что предлагаемые нормы регулирования слишком сильно смещены в сторону традиционного ритейла, и предложили ужесточить требования к электронной торговле; другие настаивали, что положения законопроекта слишком строгие и могут помешать развитию цифровых платформ. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в начале декабря поручил скорректировать проект федерального закона и законопроектов-спутников.


О готовности новой версии проекта в Минэкономразвития сообщили в конце февраля 2025 года. В федеральном законе, в частности, планировали зафиксировать обязанность маркетплейсов проверять достоверность предоставленной продавцами информации по отдельным категориям товаров, среди которых – БАД, лекарства и медизделия. По замечанию представителей ведомства, в ходе разработки новой редакции документа было учтено более 400 страниц предложений, направленных представителями бизнеса, ассоциациями и экспертами.


Внести законопроект в Госдуму Минэкономразвития планировало в I квартале 2025 года, однако профильные ассоциации вновь указали на недостатки в разрабатываемом документе. Так, в марте представители Ассоциации компаний интернет-торговли направили ответственному ведомству письмо с позицией, что предлагаемые им размеры штрафов слишком высоки. За нарушение маркетплейсами требований по размещению предложений партнеров для должностных лиц штраф хотели установить в 60–100 тысяч рублей, для юрлиц – от 500 тысяч до 1 млн рублей, в случае повторного неисполнения требований с должностных лиц предлагалось взимать уже 100–200 тысяч рублей, с юрлиц – 1–2 млн рублей.


В феврале 2025 года в Минэкономразвития сообщили, что вступить в силу новый закон может в сентябре 2025 года, однако в апреле ориентировочную дату сдвинули на март 2026 года. В конце июня – начале июля вице-премьер Дмитрий Григоренко и председатель правительства Михаил Мишустин сообщили, что вступление регламента в силу запланировано на 1 марта 2027 года. По мнению премьер-министра, у бизнеса будет «достаточно времени», чтобы подготовиться к нововведениям. Также Мишустин поручил ускорить процесс принятия закона.


Предлагаемый закон определяет «правовые основы платформенной экономики в РФ и регулирует отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ, их партнерами и пользователями в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг». В документе также впервые в российском правовом поле дается определение терминам «платформенная экономика» и «цифровая платформа».


Так, цифровая платформа, в представлении разработчиков, – это информационная система или сайт в Интернете, или программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Платформы, которые обеспечивают взаимодействие операторов, партнеров и пользователей и предусматривают размещение заказов и карточек товаров, совершение сделок, проведение оплаты товаров и услуг, авторы проекта предлагают верифицировать как посреднические цифровые платформы и вести реестр таких сайтов, то есть маркетплейсов.


В проект также погружено требование к держателям маркетплейсов обеспечивать партнерам на своих площадках техническую возможность размещения в карточке товаров информации о наличии у продавца разрешений и лицензий, сведений о маркировке. Регламент также содержит запрет на размещение на маркетплейсах карточек товаров на лекарства и медизделия, не прошедшие регистрацию или изъятые из оборота, БАД, не разрешенные к применению на территории страны. Сами же операторы маркетплейсов будут обязаны обозначать товары, которые должны в России маркироваться.


В предлагаемой версии федерального закона устанавливается обязательная процедура досудебного обжалования действий и бездействий оператора маркетплейса (блокировка карточек, снижение рейтинга партнера, ухудшение положения карточки товара в поисковой выдаче) непосредственно на базе самой платформы.


Параллельно с новым законом Правительство России внесло в нижнюю палату парламента и два проекта-спутника. Первый предусматривает адаптацию российского права к новому ФЗ. Поправки предполагается внести в законы «О защите прав потребителей» и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».


Во второй документ погружены корректировки в КоАП РФ. Его предлагается расширить двумя новыми статьями: «Неисполнение требований оператором посреднической цифровой платформы» и «Нарушение требований к размещению предложений о продаже товаров». Финансовые санкции предлагается применять и к операторам маркетплейсов, и к их партнерам-продавцам. Так, если держатель платформы не будет проверять сведения о лице, намеревающемся стать партнером, через ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регуляторы смогут накладывать штраф на должностные лица в размере от 30 до 80 тысяч рублей, на юрлица – от 100 до 400 тысяч рублей. Штраф для маркетплейсов за нарушение требований к размещению предложений о продаже товаров может составить от 30 до 70 тысяч рублей с увеличением до 70–200 тысяч рублей при повторном нарушении.


Проекты-спутники могут вступить в силу 1 марта 2027 года.


Впервые законопроект «О платформенной экономике» был опубликован в конце ноября 2024 года, однако представители e-commerce выступили с критикой документа: одни эксперты полагали, что предлагаемые нормы регулирования слишком сильно смещены в сторону традиционного ритейла, и предложили ужесточить требования к электронной торговле; другие настаивали, что положения законопроекта слишком строгие и могут помешать развитию цифровых платформ. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в начале декабря поручил скорректировать проект федерального закона и законопроектов-спутников.


О готовности новой версии проекта в Минэкономразвития сообщили в конце февраля 2025 года. В федеральном законе, в частности, планировали зафиксировать обязанность маркетплейсов проверять достоверность предоставленной продавцами информации по отдельным категориям товаров, среди которых – БАД, лекарства и медизделия. По замечанию представителей ведомства, в ходе разработки новой редакции документа было учтено более 400 страниц предложений, направленных представителями бизнеса, ассоциациями и экспертами.


Внести законопроект в Госдуму Минэкономразвития планировало в I квартале 2025 года, однако профильные ассоциации вновь указали на недостатки в разрабатываемом документе. Так, в марте представители Ассоциации компаний интернет-торговли направили ответственному ведомству письмо с позицией, что предлагаемые им размеры штрафов слишком высоки. За нарушение маркетплейсами требований по размещению предложений партнеров для должностных лиц штраф хотели установить в 60–100 тысяч рублей, для юрлиц – от 500 тысяч до 1 млн рублей, в случае повторного неисполнения требований с должностных лиц предлагалось взимать уже 100–200 тысяч рублей, с юрлиц – 1–2 млн рублей.


В феврале 2025 года в Минэкономразвития сообщили, что вступить в силу новый закон может в сентябре 2025 года, однако в апреле ориентировочную дату сдвинули на март 2026 года. В конце июня – начале июля вице-премьер Дмитрий Григоренко и председатель правительства Михаил Мишустин сообщили, что вступление регламента в силу запланировано на 1 марта 2027 года. По мнению премьер-министра, у бизнеса будет «достаточно времени», чтобы подготовиться к нововведениям. Также Мишустин поручил ускорить процесс принятия закона.

Exit mobile version