Recipe.Ru

Правительство отчиталась о реализации госполитики в сфере медобразования за 2024 год. Обзор

Правительство отчиталась о реализации госполитики в сфере медобразования за 2024 год. Обзор


Общее и среднее профессиональное образование


Первая часть доклада затрагивает реализацию госполитики в сфере общего, среднего и дополнительного профессионального образования. Согласно документу, результаты мониторинга деятельности Центров опрежеющей профессиональной подготовки (ЦОПП) в сфере допобразования взрослого населения продемонстрировали, что среди прочего в таких организациях реализуются связанные с медициной программы. Например, одно из доступных направлений в ЦОПП Новосибирской области – оказание первой медицинской помощи.


В документе также затронута сфера образовательных кластеров. Так, Тверская область в 2023/24 учебном году реализовала пилотный проект по приему на обучение граждан по образовательным программам СПО медицинского профиля. Студентам, заключившим договор об обучении с последующим трудоустройством, будут доступны выплаты от 5 тысяч до 10,5 тысячи рублей в месяц на протяжении всего периода обучения. Кроме того, им ежегодно будет предоставляться выплата в размере 12-15 тысяч рублей по итогам летних сессий. По окончании обучения выпускнику предстоит отработать от двух до трех лет в учреждениях здравоохранения.


Кроме того, отмечено в отчете, в настоящее время по федпроекту «Профессионалитет» созданы учебно-методические центры по 22 отраслям экономики, в том числе в сфере фармацевтики и химии, а также клинической и профилактической медицины.


В документе также освещена тема обеспечения права на образование детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так, согласно отчету, на начало 2024/25 учебного года общая численность обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по программам СПО приблизилась к 43 тысячам человек, что на 8,1% выше, чем в 2023/24 учебном году. Студенты с инвалидностью обучались по 273 специальностям, в число наиболее популярных вошло «сестринское дело». Также, по данным Минпросвещения, доля образовательных организаций, реализующих программы СПО, здания которых приспособлены для обучения инвалидов и людей с ОВЗ, в 2024 году составила почти 55,8%, что на 1,1% выше по сравнению с 2023 годом.


Кроме того, в РФ продолжает формироваться сеть центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе обеспечивающих комплексное сопровождение детей-инвалидов. К 2024 году таких организаций насчитывалось 385. Помимо этого, Кировская, Мурманская, Самарская области, Чувашская, Ульяновская республики и Республика Мордовия принимают участие в проекте «Ментальное здоровье», направленном на создание системы комплексного сопровождения таких обучающихся.


Высшее образование


Согласно отчету, здравоохранение является «лидером по использованию инструментов целевого набора». На эту отрасль, указано в документе, приходится 28% предложений работодателей. В 2024 году каждое второе заявление о целевом обучении приходилось именно на медицинскую специальность. Всего было заключено более 23 тысяч договоров или 53% от общего объема целевого приема. При этом эффективность трудоустройства выпускников сильно разнится в зависимости от региона. Наибольшее число человек, вышедших на работу в государственные клиники после целевого обучения среди тех, кто завершил его в ординатуре, составляет 88% (по сравнению с выпускниками других ступеней обучения).


В 2024 году в вузы, реализующие образовательные программы по профилю «Здравоохранение и медицинские науки», было зачислено 25 тысяч студентов. Также, указано в отчете, за последние пять лет наблюдается рост численности студентов, которые поступают на медицинские и фармацевтические направления. При этом в столичных вузах рост контингента происходит за счет обучающихся по договорам об оказании платных услуг, а в региональных – за счет средств бюджета.


Кроме того, отмечено в документе, обучение на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в 2024 году прошли порядка 1,3 тысячи человек, из которых почти 1,2 тысячи – медицинские и фармацевтические работники.


Среди первоочередных задач, стоящих перед системой высшего медобразования, Минздрав выделяет такие, как приоритизация интерактивного обучения по программам дополнительного профессионального образования (в том числе по оказанию медпомощи пациентам с сахарным диабетом, предоставлению экстренной помощи пациентам с жизнеугрожающими состояниями), расширение практикориентированности обучения по программам ординатуры, разработка федеральной программы профессиональной мобильности молодых преподавателей колледжей и университетов, обновление оборудования в медвузах, расширение взаимодействия медицинских университетов с органами исполнительной власти субъектов РФ и прочие.


В мае 2025 года Минздрав РФ выпустил новый Порядок приема на обучение по программам ординатуры. Документ, не обновлявшийся с 2020 года, вступит в силу с 1 сентября 2025 года и будет действовать до той же даты 2031-го. По сравнению с пока действующим приказом опубликованный 19 мая 2025 года регламент содержит ряд нововведений, в том числе перенесенных в него из тематических проектов прошлых лет. Например, в документ включен блок об особенностях приема на обучение ординаторов в условиях эпидемического или пандемического распространения инфекций, чрезвычайных ситуаций.


В том же месяце Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, согласно которому правительство получит право ограничивать набор студентов на платные места в вузы. Немногим позже документ одобрил Совфед. Корректировки после подписания закона президентом вступят в силу с 1 сентября 2025 года. Изменения затронут в том числе медицинские и фармацевтические специальности.


Общее и среднее профессиональное образование


Первая часть доклада затрагивает реализацию госполитики в сфере общего, среднего и дополнительного профессионального образования. Согласно документу, результаты мониторинга деятельности Центров опрежеющей профессиональной подготовки (ЦОПП) в сфере допобразования взрослого населения продемонстрировали, что среди прочего в таких организациях реализуются связанные с медициной программы. Например, одно из доступных направлений в ЦОПП Новосибирской области – оказание первой медицинской помощи.


В документе также затронута сфера образовательных кластеров. Так, Тверская область в 2023/24 учебном году реализовала пилотный проект по приему на обучение граждан по образовательным программам СПО медицинского профиля. Студентам, заключившим договор об обучении с последующим трудоустройством, будут доступны выплаты от 5 тысяч до 10,5 тысячи рублей в месяц на протяжении всего периода обучения. Кроме того, им ежегодно будет предоставляться выплата в размере 12-15 тысяч рублей по итогам летних сессий. По окончании обучения выпускнику предстоит отработать от двух до трех лет в учреждениях здравоохранения.


Кроме того, отмечено в отчете, в настоящее время по федпроекту «Профессионалитет» созданы учебно-методические центры по 22 отраслям экономики, в том числе в сфере фармацевтики и химии, а также клинической и профилактической медицины.


В документе также освещена тема обеспечения права на образование детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так, согласно отчету, на начало 2024/25 учебного года общая численность обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по программам СПО приблизилась к 43 тысячам человек, что на 8,1% выше, чем в 2023/24 учебном году. Студенты с инвалидностью обучались по 273 специальностям, в число наиболее популярных вошло «сестринское дело». Также, по данным Минпросвещения, доля образовательных организаций, реализующих программы СПО, здания которых приспособлены для обучения инвалидов и людей с ОВЗ, в 2024 году составила почти 55,8%, что на 1,1% выше по сравнению с 2023 годом.


Кроме того, в РФ продолжает формироваться сеть центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе обеспечивающих комплексное сопровождение детей-инвалидов. К 2024 году таких организаций насчитывалось 385. Помимо этого, Кировская, Мурманская, Самарская области, Чувашская, Ульяновская республики и Республика Мордовия принимают участие в проекте «Ментальное здоровье», направленном на создание системы комплексного сопровождения таких обучающихся.


Высшее образование


Согласно отчету, здравоохранение является «лидером по использованию инструментов целевого набора». На эту отрасль, указано в документе, приходится 28% предложений работодателей. В 2024 году каждое второе заявление о целевом обучении приходилось именно на медицинскую специальность. Всего было заключено более 23 тысяч договоров или 53% от общего объема целевого приема. При этом эффективность трудоустройства выпускников сильно разнится в зависимости от региона. Наибольшее число человек, вышедших на работу в государственные клиники после целевого обучения среди тех, кто завершил его в ординатуре, составляет 88% (по сравнению с выпускниками других ступеней обучения).


В 2024 году в вузы, реализующие образовательные программы по профилю «Здравоохранение и медицинские науки», было зачислено 25 тысяч студентов. Также, указано в отчете, за последние пять лет наблюдается рост численности студентов, которые поступают на медицинские и фармацевтические направления. При этом в столичных вузах рост контингента происходит за счет обучающихся по договорам об оказании платных услуг, а в региональных – за счет средств бюджета.


Кроме того, отмечено в документе, обучение на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в 2024 году прошли порядка 1,3 тысячи человек, из которых почти 1,2 тысячи – медицинские и фармацевтические работники.


Среди первоочередных задач, стоящих перед системой высшего медобразования, Минздрав выделяет такие, как приоритизация интерактивного обучения по программам дополнительного профессионального образования (в том числе по оказанию медпомощи пациентам с сахарным диабетом, предоставлению экстренной помощи пациентам с жизнеугрожающими состояниями), расширение практикориентированности обучения по программам ординатуры, разработка федеральной программы профессиональной мобильности молодых преподавателей колледжей и университетов, обновление оборудования в медвузах, расширение взаимодействия медицинских университетов с органами исполнительной власти субъектов РФ и прочие.


В мае 2025 года Минздрав РФ выпустил новый Порядок приема на обучение по программам ординатуры. Документ, не обновлявшийся с 2020 года, вступит в силу с 1 сентября 2025 года и будет действовать до той же даты 2031-го. По сравнению с пока действующим приказом опубликованный 19 мая 2025 года регламент содержит ряд нововведений, в том числе перенесенных в него из тематических проектов прошлых лет. Например, в документ включен блок об особенностях приема на обучение ординаторов в условиях эпидемического или пандемического распространения инфекций, чрезвычайных ситуаций.


В том же месяце Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, согласно которому правительство получит право ограничивать набор студентов на платные места в вузы. Немногим позже документ одобрил Совфед. Корректировки после подписания закона президентом вступят в силу с 1 сентября 2025 года. Изменения затронут в том числе медицинские и фармацевтические специальности.

Exit mobile version