В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за предоставление заведомо ложного экспертного заключения эксперт, экспертная организация и ее должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством. Однако в действующем уголовном законодательстве и в законодательстве об административных правонарушениях соответствующие нормы об ответственности экспертов и экспертных организаций отсутствуют. Правительство РФ внесло в Госдуму три законопроекта, которыми предлагается определить меры уголовной и административной ответственности за предоставление заведомо ложного экспертного заключения. Для этих целей устанавливаются единые требования к оформлению результатов экспертиз, проводимых экспертами и экспертными организациями.
В Госдуму внесены проекты следующих федеральных законов:
1.Законопроект № 495957-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьуй 2006 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Предусмотрены также корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс в части наделения следователей Следственного комитета полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам о соответствующих преступлениях.
В проектируемой норме Уголовного кодекса ответственность дифференцируется в зависимости от характера наступивших последствий. Так, по части первой статьи 2006 ответственность будет наступать за дачу экспертом заведомо ложного экспертного заключения, если это повлекло причинение крупного ущерба; по частям второй и третьей – за то же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, смерть двух или более лиц соответственно.
2. Законопроект № 495959-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . Законопроектом предлагается дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях новой статьей 7.326«Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также внести корреспондирующие изменения в ряд статей КоАП.
В качестве меры ответственности за административное правонарушение в этой сфере предлагается установить для должностных лиц штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, для юридических лиц – штраф в размере от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.
3. Законопроект № 495972-7 «О внесении изменении в статьи 41 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» (законопроект 3). Законопроектом предлагается установить единые требования к оформлению результатов экспертиз в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в виде заключения, которое подписывается экспертом либо уполномоченным представителем экспертной организации.
Представляя законопроекты на заседании Правительства РФ 21 июня, премьер-министр Дмитрий Медведев отметил: «Во-первых, для оформления результатов экспертиз закупок появляются единые требования. Это упрощает контроль за предоставлением недостоверных и заведомо ложных заключений.
Во-вторых, очевидно, что, если экспертиза носит ложный характер, она способна повлечь действительно опасные последствия. Это и хищения в сфере государственных закупок, и риски причинения вреда жизни и здоровью людей (когда, например, речь идет об экспертизе лекарств), и другие последствия.
Для того чтобы влиять на эту ситуацию, в Уголовный кодекс предлагается ввести новый состав преступления. За предоставление экспертом заведомо ложного заключения устанавливается уголовная ответственность в этих случаях.
В-третьих, эксперты и представители экспертных организаций теперь будут нести также административную ответственность как должностные лица, если мы такие решения примем. Речь идет о тех случаях, когда их действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Там, соответственно, установлены штрафы, причем достаточно значимые – для компаний штраф, скажем, измеряется 150 тыс. рублей».
В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за предоставление заведомо ложного экспертного заключения эксперт, экспертная организация и ее должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством. Однако в действующем уголовном законодательстве и в законодательстве об административных правонарушениях соответствующие нормы об ответственности экспертов и экспертных организаций отсутствуют. Правительство РФ внесло в Госдуму три законопроекта, которыми предлагается определить меры уголовной и административной ответственности за предоставление заведомо ложного экспертного заключения. Для этих целей устанавливаются единые требования к оформлению результатов экспертиз, проводимых экспертами и экспертными организациями.
В Госдуму внесены проекты следующих федеральных законов:
1.Законопроект № 495957-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьуй 2006 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Предусмотрены также корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс в части наделения следователей Следственного комитета полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам о соответствующих преступлениях.
В проектируемой норме Уголовного кодекса ответственность дифференцируется в зависимости от характера наступивших последствий. Так, по части первой статьи 2006 ответственность будет наступать за дачу экспертом заведомо ложного экспертного заключения, если это повлекло причинение крупного ущерба; по частям второй и третьей – за то же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, смерть двух или более лиц соответственно.
2. Законопроект № 495959-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . Законопроектом предлагается дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях новой статьей 7.326«Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также внести корреспондирующие изменения в ряд статей КоАП.
В качестве меры ответственности за административное правонарушение в этой сфере предлагается установить для должностных лиц штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, для юридических лиц – штраф в размере от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.
3. Законопроект № 495972-7 «О внесении изменении в статьи 41 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» (законопроект 3). Законопроектом предлагается установить единые требования к оформлению результатов экспертиз в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в виде заключения, которое подписывается экспертом либо уполномоченным представителем экспертной организации.
Представляя законопроекты на заседании Правительства РФ 21 июня, премьер-министр Дмитрий Медведев отметил: «Во-первых, для оформления результатов экспертиз закупок появляются единые требования. Это упрощает контроль за предоставлением недостоверных и заведомо ложных заключений.
Во-вторых, очевидно, что, если экспертиза носит ложный характер, она способна повлечь действительно опасные последствия. Это и хищения в сфере государственных закупок, и риски причинения вреда жизни и здоровью людей (когда, например, речь идет об экспертизе лекарств), и другие последствия.
Для того чтобы влиять на эту ситуацию, в Уголовный кодекс предлагается ввести новый состав преступления. За предоставление экспертом заведомо ложного заключения устанавливается уголовная ответственность в этих случаях.
В-третьих, эксперты и представители экспертных организаций теперь будут нести также административную ответственность как должностные лица, если мы такие решения примем. Речь идет о тех случаях, когда их действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Там, соответственно, установлены штрафы, причем достаточно значимые – для компаний штраф, скажем, измеряется 150 тыс. рублей».