Recipe.Ru

Пора лечить отрасль

Ирбитский химико-фармацев­ти­ческий завод (Свердловская область) остановил производство. По словам руководства, на складах скопилась продукция на общую сумму свыше 180 млн рублей при среднеквартальном объеме продаж в 40 миллионов. Оборудование не работает с начала месяца и не запустится раньше июля.На предприятии причиной проблем называют падение спроса дистрибьюторов на его продукцию.

Напомним, с 1 января 2010 года в России введено государственное регулирование стоимости жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В перечень входит порядка 500 наименований, властями установлены предельные отпускные цены. По мнению аналитиков, интерес игроков фармацевтического рынка к этой категории лекарств, особенно дешевых, сразу начал падать. Ирбитский завод оказался под двойным ударом: в перечень входит свыше 50% его продукции, и в основном низшего ценового сегмента: активированный уголь, парацетамол, анальгин, валидол, аспирин, рибоксин и другие (всего 82 наименования, только порядка десяти — дороже 40 рублей).

Директор исследовательской компании Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов:
— Сегодня ни оптовикам, ни розничным сетям невыгодно заниматься группой товаров стоимостью до 100 рублей, поскольку они зарабатывают на наценке. Гораздо интереснее продавать дорогие лекарства. Единственный выход из этой ситуации — отмена госрегулирования на лекарства из перечня жизненно необходимых дешевле 100 рублей. Когда такие ситуации, как с Ирбитским заводом, начнут накапливаться, у государства не останется другого выхода: либо полностью потерять дешевый ассортимент, либо позволить игрокам хотя бы сколько-то зарабатывать на этой группе препаратов.

У генерального директора маркетингового агентства DSM Group Сергея Шуляка другая позиция:
— Ирбитский завод — первый случай остановки производства. На мой взгляд, дело не в том, что его продукция входит в перечень. Проблема в маркетинговой политике, кроме того, его оборудование сильно устарело. Вопрос о закрытии рано или поздно встал бы и без госрегулирования. Тем более, с 2014 года все предприятия должны перейти на международный стандарт GMP (Good Manufacturing Practice — Надлежащая производственная практика). Сегодня ему соответствует около 40 заводов из 500. Ирбитский в их число не входит. В России много подобных предприятий — с высоким износом оборудования, устаревшим ассортиментом. Их проще закрыть, финансировать реконструкцию из бюджета нет смысла, потому что есть другие компании, которые находят инвесторов. Дефицита лекарств не будет: долю закрывшихся берут другие.

Удастся ли модернизировать производство и расширить продуктовую линейку на Ирбитском химико-фармацевтическом заводе — большой вопрос. Его прибыль, по данным Спарк, нестабильна: в 2010 году — 111 млн рублей, 2009-м — 79, 2008-м — 3,3. В 2007 году он был убыточным (минус 18,8 млн рублей). Уточнить, есть ли у предприятия планы перехода на GMP, нам не удалось: руководитель оказался в командировке.

В России разработана стратегия «Фарма-2020», предполагающая модернизацию заводов за счет бюджета (выделят порядка 130 млрд рублей). «Я разговаривал с рядом компаний на эту тему. Они рассказывают, что подавали заявки на финансирование, но выяснилось, что бюджет уже распределен, — сообщил Давид Мелик-Гусейнов. — Так что всем модернизироваться за счет “Фармы-2020” точно не удастся».   

Exit mobile version