Recipe.Ru

Подготовлен проект типовой программы ДПО по специальности «сестринское дело»

Подготовлен проект типовой программы ДПО по специальности «сестринское дело»


В проекте указано, какие знания, умения и опыт должен получить специалист в процессе обучения: студентам расскажут, как осуществлять сестринский уход и наблюдение за пациентами, проводить мероприятия по профилактике инфекций, а также неинфекционных и инфекционных заболеваний, по формированию здорового образа жизни. Помимо этого, в рабочих программах модулей значится нормативное правовое регулирование вопросов оказания медпомощи при профессиональной деятельности медсестры или медбрата. Студентов также обучат основам ведения медицинской документации и электронного документооборота.


В учебном плане предусмотрено пять модулей, в том числе среди них значится практика оказания помощи в стационарных и амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара. В конце каждого модуля предусмотрена промежуточная аттестация.


Модуль 1 «Общие вопросы профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата)», согласно проекту, рассчитан на 46 часов: лекции – 18 часов, семинары – 26 часов, практическая подготовка – 22 часа, аттестация – 2 часа. Второй модуль «Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях» предусматривает 212 часов: лекции – 72 часа, семинары – 138 часов, практическая подготовка – 108, аттестация – 2 часа.


Далее следует третий модуль «Сестринское дело в первичной доврачебной медико-санитарной помощи», рассчитанный на 50 часов (лекции – 12 часов, семинары – 36 часов, практическая подготовка – 36 часов, аттестация – 2 часа). Модуль 4 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» включает в себя 44 часа, из них лекций – 6 часов, семинаров – 36 часов, практической подготовки не предусмотрено, аттестация – 2 часа. Последний модуль «Практика» предусматривает 146 часов, из них сама практика рассчитана на 144 часа, а 2 часа предусмотрены на экзамен. Календарный учебный график, говорится в проекте, учреждения должны разрабатывать самостоятельно.


В каждом модуле промежуточная аттестация занимает 2 часа. Ее форму будет определять само учреждение. По первым четырем модулям она должна включать в себя тестовые задания, ситуационные задачи, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. В модуле 5 промежуточная аттестация должна включать в себя оценку отчета о прохождении практики, в котором будут указаны умения студента и количество случаев применения каждого умения, выполнение манипуляций. Критерии оценивания успешного прохождения промежуточной аттестации будут устанавливаться учреждением.


В конце программы будет итоговая аттестация, которая рассчитана на 6 часов. К ней, согласно проекту, допускаются обучающиеся, успешно прошедшие промежуточные аттестации. Итоговая аттестация будет проводиться в форме экзамена. В него войдут решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрация умений в симулированных и клинических условиях. После успешного прохождения итоговой аттестации студенту будет выдан документ о квалификации – диплом о профессиональной переподготовке.


В проекте также представлены оценочные материалы и примеры тестового задания, ситуационной задачи и организационно-педагогические условия реализации образовательной программы. Так, программу реализуют работники учреждения и (или) привлекаемые специалисты на иных условиях. Квалификация работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна отвечать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном в 2010 году или в одноименном справочнике, утвержденном Минздравом в 2011 году. Лекции и семинары, не предусматривающие практическую подготовку, могут проводиться работниками со средним или высшим медобразованием со стажем медицинской и (или) педагогической деятельности по профилю образовательной программы не менее 3 лет.


В документе говорится, что семинары первых трех модулей с практической подготовкой проводятся в группах не более десяти человек. Преподаватели могут иметь и среднее медицинское образование, н тогда они должны будут иметь аккредитацию по одной из специальностей: «Сестринское дело», «Управление сестринской деятельностью», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Гастроэнтерология» и другим. Также они должны иметь стаж не менее трех лет.


Пятый модуль, прописано в проекте, проводится в группе численностью не более пяти человек. Здесь преподаватели со средним образованием обязаны будут иметь аккредитацию по одной из специальностей: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Анестезиология и реаниматология», «Скорая и неотложная помощь», а также стаж не менее 3 лет. Те, у кого есть высшее медобразование, тоже должны иметь аккредитацию по одной из специальностей («Сестринское дело», «Управление сестринской деятельностью», «Акушерство и гинекология» и другим) и стаж не менее 3 лет.


Проектом установлены и требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы. Так, необходимо наличие тренажеров (симуляторов, манекенов, моделей), комплекта лицензионного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства. В учебной аудитории для одного студента должна быть предусмотрена площадь не менее 2,5 кв. м, в помещении необходимо установить видеопроекционную аппаратуру с доступом в интернет.


Корректировки в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», регламентирующие право Минздрава утверждать типовые программы ДПО для образовательных организаций (в том числе медфакультетов в непрофильных вузах и частных учебных заведений), были утверждены в конце февраля 2025 года. Тогда же президент Владимир Путин установил запрет на дистанционное обучение при получении мед- и фармобразования. Ранее образовательные программы для ДПО основывались лишь на примерных программах, которые не имели четких требований.


Первую типовую программу ДПО – по специальности «акушерство и гинекология» – Минздрав представил в виде проекта приказа в сентябре 2025 года.


В проекте указано, какие знания, умения и опыт должен получить специалист в процессе обучения: студентам расскажут, как осуществлять сестринский уход и наблюдение за пациентами, проводить мероприятия по профилактике инфекций, а также неинфекционных и инфекционных заболеваний, по формированию здорового образа жизни. Помимо этого, в рабочих программах модулей значится нормативное правовое регулирование вопросов оказания медпомощи при профессиональной деятельности медсестры или медбрата. Студентов также обучат основам ведения медицинской документации и электронного документооборота.


В учебном плане предусмотрено пять модулей, в том числе среди них значится практика оказания помощи в стационарных и амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара. В конце каждого модуля предусмотрена промежуточная аттестация.


Модуль 1 «Общие вопросы профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата)», согласно проекту, рассчитан на 46 часов: лекции – 18 часов, семинары – 26 часов, практическая подготовка – 22 часа, аттестация – 2 часа. Второй модуль «Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях» предусматривает 212 часов: лекции – 72 часа, семинары – 138 часов, практическая подготовка – 108, аттестация – 2 часа.


Далее следует третий модуль «Сестринское дело в первичной доврачебной медико-санитарной помощи», рассчитанный на 50 часов (лекции – 12 часов, семинары – 36 часов, практическая подготовка – 36 часов, аттестация – 2 часа). Модуль 4 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» включает в себя 44 часа, из них лекций – 6 часов, семинаров – 36 часов, практической подготовки не предусмотрено, аттестация – 2 часа. Последний модуль «Практика» предусматривает 146 часов, из них сама практика рассчитана на 144 часа, а 2 часа предусмотрены на экзамен. Календарный учебный график, говорится в проекте, учреждения должны разрабатывать самостоятельно.


В каждом модуле промежуточная аттестация занимает 2 часа. Ее форму будет определять само учреждение. По первым четырем модулям она должна включать в себя тестовые задания, ситуационные задачи, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. В модуле 5 промежуточная аттестация должна включать в себя оценку отчета о прохождении практики, в котором будут указаны умения студента и количество случаев применения каждого умения, выполнение манипуляций. Критерии оценивания успешного прохождения промежуточной аттестации будут устанавливаться учреждением.


В конце программы будет итоговая аттестация, которая рассчитана на 6 часов. К ней, согласно проекту, допускаются обучающиеся, успешно прошедшие промежуточные аттестации. Итоговая аттестация будет проводиться в форме экзамена. В него войдут решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрация умений в симулированных и клинических условиях. После успешного прохождения итоговой аттестации студенту будет выдан документ о квалификации – диплом о профессиональной переподготовке.


В проекте также представлены оценочные материалы и примеры тестового задания, ситуационной задачи и организационно-педагогические условия реализации образовательной программы. Так, программу реализуют работники учреждения и (или) привлекаемые специалисты на иных условиях. Квалификация работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна отвечать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном в 2010 году или в одноименном справочнике, утвержденном Минздравом в 2011 году. Лекции и семинары, не предусматривающие практическую подготовку, могут проводиться работниками со средним или высшим медобразованием со стажем медицинской и (или) педагогической деятельности по профилю образовательной программы не менее 3 лет.


В документе говорится, что семинары первых трех модулей с практической подготовкой проводятся в группах не более десяти человек. Преподаватели могут иметь и среднее медицинское образование, н тогда они должны будут иметь аккредитацию по одной из специальностей: «Сестринское дело», «Управление сестринской деятельностью», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Гастроэнтерология» и другим. Также они должны иметь стаж не менее трех лет.


Пятый модуль, прописано в проекте, проводится в группе численностью не более пяти человек. Здесь преподаватели со средним образованием обязаны будут иметь аккредитацию по одной из специальностей: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Анестезиология и реаниматология», «Скорая и неотложная помощь», а также стаж не менее 3 лет. Те, у кого есть высшее медобразование, тоже должны иметь аккредитацию по одной из специальностей («Сестринское дело», «Управление сестринской деятельностью», «Акушерство и гинекология» и другим) и стаж не менее 3 лет.


Проектом установлены и требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы. Так, необходимо наличие тренажеров (симуляторов, манекенов, моделей), комплекта лицензионного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства. В учебной аудитории для одного студента должна быть предусмотрена площадь не менее 2,5 кв. м, в помещении необходимо установить видеопроекционную аппаратуру с доступом в интернет.


Корректировки в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», регламентирующие право Минздрава утверждать типовые программы ДПО для образовательных организаций (в том числе медфакультетов в непрофильных вузах и частных учебных заведений), были утверждены в конце февраля 2025 года. Тогда же президент Владимир Путин установил запрет на дистанционное обучение при получении мед- и фармобразования. Ранее образовательные программы для ДПО основывались лишь на примерных программах, которые не имели четких требований.


Первую типовую программу ДПО – по специальности «акушерство и гинекология» – Минздрав представил в виде проекта приказа в сентябре 2025 года.

Exit mobile version