Recipe.Ru

Планы «36,6» в оценке экспертов


На днях аптечная сеть «36,6» объявила о намерении открыть в следующем году в Санкт-Петербурге 10-15 аптек, а через пять лет завоевать 15-20% фармацевтического рынка Северной столицы.
При этом в компании сообщили, что для прихода на этот рынок не будут разрабатывать специальных стратегий, а просто переманят покупателей благодаря качеству своей работы.
ОАО «Аптечная сеть 36,6» – ведущая российская компания в области розничной торговли товарами для красоты и здоровья. Она первой из розничных компаний России стала публичной – ее акции допущены к обращению на ММВБ и в РТС. Аптечная сеть «36,6» управляет более чем 230 аптеками в России.
Ее дочерняя компания ЗАО «Верофарм» – производитель фармацевтических препаратов – по итогам 2003 г. занимает третье место среди российских фармацевтических компаний по объему производства (по данным агентства «Ремедиум»).
Другая дочерняя компания, ЗАО «Аптеки 36,6», является членом и одним из основателей Российской ассоциации аптечных сетей (РААС). Совокупный объем продаж ОАО «Аптечная сеть 36,6» за 2003 г. составил более 147 млн долл., чистая прибыль за 9 месяцев 2004 г. – 432 тыс. долл.
Открытие 10-15 аптек в Санкт-Петербурге в 2005 г. – таков основной стратегический план аптечной сети «36,6».
«До этого приоритетными городами для нас являлись Москва, Нижний Новгород и Уфа, – заявил RBC daily директор по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами компании Андрей Сливченко. – Теперь мы решили сосредоточить свои усилия на фармацевтическом рынке второго в стране города, где у нас уже открыты четыре аптеки, а также намереваемся освоить другие города России с населением свыше 500 тысяч человек».
По словам г-на Сливченко, в течение пяти лет «Аптечная сеть 36,6» планирует занять 15-20% фармацевтического рынка Санкт-Петербурга. «В тех регионах, где мы активно работаем, мы достигли этих показателей, – продолжает Андрей Сливченко. – В Москве наша доля рынка составляет 8-15% в зависимости от категории товара, в Уфе – 25%, в Нижнем Новгороде – 20%».
Аналитики фармацевтического рынка оценивают шансы аптечной сети на реализацию своих планов двояко. С одной стороны, они считают, что у аптечной сети «36,6» достаточно ресурсов, чтобы занять прочные позиции на рынке любого города России.
«Избытка аптек в Санкт-Петербурге нет, – заявила RBC daily исполнительный директор аналитической компании RMBC (ГК «Ремедиум») Мария Денисова. – Так что если сеть «36,6» в соответствии со своей основной стратегией развития начнет открывать точки в самых лучших, высокопроходимых местах города, то у компании есть возможность развить бизнес в Санкт-Петербурге».
С другой стороны, признавая все достоинства сети, аналитики не могут игнорировать сильные позиции местных сетей, которые вряд ли оставят без внимания приход на их рынок активного московского конкурента. По данным RMBC, 70% фармацевтического рынка Санкт-Петербурга контролируется аптечными сетями – наиболее сильные позиции имеют сети «Первая помощь», «Фармакор», «Невис», «Натур-продукт».
«У этих компаний большие доли на рынке, некоторые, так же как и аптечная сеть «36,6», организовали открытый доступ к товарам, – говорит Мария Денисова. – Чтобы завоевать 20% рынка, московской сети придется потеснить кого-то из них, а для этого нужно открыть гораздо больше, чем 15 аптек». Недоумение аналитиков вызывает также отказ компании проводить какие-то громкие акции в Санкт-Петербурге.
«Даже в Москве, где у аптечной сети «36,6» очень хорошие позиции, им постоянно приходится проводить рекламные акции, – заявила RBC daily генеральный директор «Национальной дистрибьюторской компании» Настасья Иванова. – При этом нужно учитывать, что в Санкт-Петербурге уровень цен ниже, поэтому без акций обойтись уж точно нельзя. В целом же можно предположить, что без весомых инвестиций сеть «36,6» не станет серьезной угрозой для ныне действующих успешных игроков питерской розницы».
Питерские конкуренты аптечной сети «36,6» были еще более резки в своей оценке намерений компании. По словам специалиста по связям с общественностью сети «Фармакор» Людмилы Мачневой, руководство отказалось комментировать «столь несерьезные намерения».
«Наша сеть включает 180 аптек в Санкт-Петербурге, поэтому сеть «36,6» с 15 аптеками вряд ли сможет составить нам конкуренцию», – заявила RBC daily г-жа Мачнева. А в компании «Первая помощь» считают, что оглашение подобных планов о доли рынка в Петербурге необходимо аптечной сети «36,6» скорее всего для того, чтобы создать благоприятный образ в глазах акционеров и инвесторов.
«По количеству аптек на душу населения Санкт-Петербург занимает лидирующее место в России, – заявил RBC daily коммерческий директор питерской сети аптек «Первая помощь» Петр Грек. – Если в Москве год назад была одна аптека на 10 тысяч человек, то в Санкт-Петербурге одна аптека приходилась на 5 тысяч человек, а в настоящий момент – уже на 4,5 тысячи. Фармацевтический рынок в городе уже практически насыщен». К тому же, по словам г-на Грека, местные компании также расширяются и ищут пути для привлечения покупателя.
«В настоящий момент наша компания насчитывает 70 аптек в Санкт-Петербурге, в следующем году мы откроем 25 аптек, в 2006 – еще 20, – продолжает Петр Грек. – 15 наших аптек с недавнего времени уже работают, как и аптеки «36,6», по принципу открытой выкладки. Мы проводим активную рекламную кампанию, включающую ролики на телевидении, очень много печатной рекламы, ввели дисконтную систему продаж. С помощью этих акций «Первая помощь» рассчитывает сделать своими постоянными клиентами 200 тысяч петербуржцев, а это практически весь средний класс города, на который ориентирована аптечная сеть "36,6"».
По мнению г-на Грека, максимальная доля рынка, на которую может рассчитывать аптечная сеть «36,6» в 2006 году, – 7-10%. «Да и то при условии, что у них будет широкая рекламная кампания, введение дисконтной системы и открытие аптек в топ-местах, – говорит Петр Грек. – Хотя последний пункт тоже не всегда себя оправдывает – две из четырех аптек «36,6», работающих в Санкт-Петербурге, открыты на Невском проспекте и рядом с ним, тем не менее уровень продаж там втрое меньше, чем в обычных аптеках «Первая помощь»». Если же аптечная сеть «36,6» не будет выполнять вышеперечисленных условий, то, по мнению г-на Грека, она сумеет завоевать лишь 2-4% рынка парафармацевтики, а на рынке лекарств и того меньше. «20% – это нереально, мы даже свою долю оцениваем в 15%», – подытожил Петр Грек.
В целом аналитики называют идею расширения фармацевтического бизнеса для компаний перспективной, однако Санкт-Петербург в этом плане – неудачный выбор. «Идея расширения сетей за счет других регионов вполне естественна: с ростом конкуренции в каждом конкретном регионе выгодней пробовать себя в другом, чем постоянно вырывать друг у друга «куски пирога», – заявил RBC daily руководитель экспериментального отдела компании «СИА Интернейшнл» Григорий Брауде. – Однако рынки и Москвы и Питера сегодня уже достаточно насыщены, к тому же на рынке Северной столицы местные сети имеют несравнимо большие преимущества».

Exit mobile version