Recipe.Ru

«Philips работает в России 121 год, мы пришли сюда надолго и хотим внести свой вклад в развитие системы здравоохранения»

«Philips работает в России 121 год, мы пришли сюда надолго и хотим внести свой вклад в развитие системы здравоохранения»

Пандемия стала первым за долгие годы серьезным вызовом для национальных систем здравоохранения всех без исключения стран мира, показала слабые стороны глобальной мединдустрии, подтолкнула ключевых игроков к пересмотру стратегий развития и поиску новых технологических решений. О том, какие позиции на передовой линии борьбы с COVID-19 заняли производители медоборудования, о характере уже случившихся и предстоящих рынку трансформаций – в интервью генерального директора Philips в регионе Центральной и Восточной Европы, России и странах СНГ Максима Кузнецова.

– Какую поддержку российской системе здравоохранения оказала Philips в борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции?

– Philips работает в более чем 170 странах мира и потому имеет доступ к разного рода данным и возможностям их обработки.

Уже в первый год пандемии мы структурировали мировой опыт и предоставили российским медучреждениям, в том числе и в регионах, чек-листы и критерии, помогающие врачам и организаторам здравоохранения понять, на что стоит обратить внимание при перепрофилировании клиник под лечение COVID-19 и обратно.

Библиотека аналитических материалов находится в открытом доступе на нашем сайте. Мы запустили специальные тренинги для врачей по борьбе с коронавирусной инфекцией, а клинические аппликационные тренинги перевели в онлайн-формат. Также мы реализовали проект по обзору и структурированию международного опыта обратного перепрофилирования после COVID-19 для приема пациентов кардиологического профиля для НМИЦ кардиологии Минздрава РФ.

Можно отметить, что по сравнению со многими европейскими странами российская система здравоохранения оказалась более чем готова к нагрузке в условиях пандемии.

Система здравоохранения столицы, где государственная и частная медицина работают в едином периметре, обслуживая 12–14 млн человек (что сопоставимо с численностью населения Нидерландов), успешно проявила себя в этих условиях. Мы уверены, что российская система здравоохранения справится с непростой ситуацией, которая сложилась в связи с распространением нового штамма коронавирусной инфекции. 

– В 2021 году в России стартовала программа по модернизации первичного звена, подразумевающая аппаратное оснащение порядка трех тысяч медучреждений. Philips планирует участие в этом масштабном проекте?

– Первичное звено – один из ключевых этапов в отрасли, здесь формируется отношение человека к системе здравоохранения. По данным исследования Philips «Индекс здоровья будущего 2019»,  у 89% россиян нет желания идти к врачу, даже если на это есть веская причина (среднее значение по 15 странам — 71%).

Модернизация первичного звена может сделать российское здравоохранение более «человечным», делая возможным раннее выявление сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и других тяжелых заболеваний.

Для первичного звена у нас есть целый спектр решений. Так, например, портативная ультразвуковая система Lumify, которая осуществляет быструю и точную диагностику в любом месте, где бы ни находились пациент и врач, – в машине скорой помощи или на месте происшествия. Решение работает на базе мобильного приложения, благодаря ему для УЗИ достаточно иметь один из трех компактных датчиков, а также планшет или смартфон – такой набор помещается в карман халата врача.

Это устройство оснащено телемедицинской платформой Reacts, позволяющей в режиме реального времени передавать две картинки – УЗ-изображение и видео самой процедуры, на котором видно положение датчика. Находясь на удалении от больницы, фельдшер может передавать изображения врачу, который может не только видеть, но и курсором показывать, куда необходимо переместить датчик. Использование портативной УЗ-системы на месте, например, в случае оказания неотложной кардиологической помощи, без посещения специализированного диагностического кабинета, позволяет сократить время принятия врачебного решения в 8-9 раз. Система рекомендована Минздравом России в том числе и для УЗИ легких, она применяется и в «красной зоне» больницы в Коммунарке. Кроме того, у нас есть портативная рентген-система, которую можно использовать повсеместно, например, в ФАПах.

Для региональных центров критически важны передовые телемедицинские решения. Philips разработала систему для оценки и обработки изображений IntelliSpace Portal, благодаря которой в поликлиниках для проведения исследования достаточно задействовать рентген-лаборанта. А описание изображений, получаемых из всех подключенных к системе больниц, осуществляют квалифицированные врачи, работающие в центре. Эти решения применимы для любого региона, от Москвы до Дальнего Востока, – например, с 2015 года IntelliSpace Portal работает в онкологическом диспансере, областной больнице и консультативно-диагностическом центре в Сахалинской области.

Мы предоставляем консалтинговые услуги, включая проектирование поликлиник и обучение специалистов работе на оборудовании, ИТ-решения, сервисную поддержку, финансовые инструменты, а также проводим социальные кампании для ранней диагностики здоровья населения.

– Сегодня Philips выходит на рынок медицинских IT-решений уже не с отдельными продуктами, а с целыми экосистемами. Чем продиктована эта стратегия?

– Свою первую рентгеновскую трубку Philips сделала в 1918 году, компьютерная томография существует на рынке 30–35 лет, МРТ – примерно столько же. То есть эти технологии за последние 30–40 лет достигли определенного уровня совершенства, но тот скачок, который происходит сейчас в области обработки изображений, несопоставимо более значителен – благодаря цифровым решениям, возможностям искусственного интеллекта. Мы можем значительно улучшить качество изображения, дать высочайшую детализацию, выявить различные патологии. На что это влияет? На скорость постановки диагноза, на стоимость лечения: сегодня вовсе не обязательно оснащать каждую клинику центром обработки данных – вы можете на пять клиник иметь только один центр.

Одновременно IT-экосистема позволяет справляться с кадровыми проблемами: в некоторых моногородах или поселках может быть достаточно сложно удержать компетентных радиологов, а с помощью цифровых решений можно даже в районной больнице обеспечить высочайший уровень диагностики.

– Планирует ли Philips как-то использовать массив диагностических данных, получаемых с помощью ее оборудования, например, в сфере разработки решений искусственного интеллекта?

– У нас в России инсталлировано 25 тысяч единиц оборудования, но мы не имеем доступа к этим данным, даже обезличенным. Тем не менее мы делаем программное обеспечение, в том числе и на основе искусственного интеллекта, которое позволяет владельцам изображений работать c этими данными. Кроме того, у нас есть Центр исследований в Сколково – часть нашей глобальной сети Philips Research, – который занимается исследованиями в области ИИ, компьютерного зрения, обработки и разметки изображений. Например, мы разработали систему поддержки врачебных решений во время скрининга рака легкого с помощью низкодозной КТ — эта технология участвовала в масштабном эксперименте по компьютерному зрению Центра диагностики и телемедицины Депздрава Москвы. Мы также ведем разработку прототипов систем для поиска аномалий на медицинских снимках совместно со Сколтехом.

– В России в 2016 году в первичном звене запущен проект «Бережливая поликлиника», в рамках которого создаются удобные и эффективные поликлиники. В то же время Philips также занимается проектированием медучреждений. Планируете ли вы реализовать такие проекты в России?

– Мы нацелены на создание ценностно-ориентированной системы здравоохранения, на поддержку эффективного управления, потому что администрирование того же первичного звена имеет социальную значимость – пациенты, сталкиваясь с системой, могут испытывать негативные эмоции.

Перелом этой тенденции, изменение медицинской инфраструктуры в целом – сложный процесс, требующий экспертного консалтинга и капитальных инвестиций.

Наша команда проектирования и дизайна медицинских учреждений уже спроектировала 240 тысяч кв. м мединфраструктуры – это 11 проектов, шесть клиник построены, три уже принимают пациентов.

Проектируя больницы, мы стремимся создавать пациент-ориентированную среду – делаем все, чтобы врачам было удобно работать, а пациенты получали меньше стресса. В эти проекты закладываются передовые дизайнерские решения, а международный опыт Philips адаптируется под российские строительные нормы и стандарты. И, наверное, самое важное – наши проекты позволяют госзаказчику или частному инвестору построить больницу, которая будет эффективной еще много лет. Мы консультируем по инфраструктурным решениям и частных провайдеров, и государственные структуры – в той же Москве, где сейчас устаревшие медучреждения перестраиваются в современные клиники.

Philips уже несколько лет производит медицинское оборудование на территории России. Каковы ваши дальнейшие планы относительно развития этого проекта?

– В развитии этого направления мы ориентируемся на требования заказчиков. Во-первых, им необходимо получить кастомизированное оборудование, а производство в России позволяет создать индивидуальную комплектацию в максимально короткий срок. МРТ или КТ – это не конвейер Генри Форда, а build-to-order, потому что у МРТ множество различных вариаций – от кардиологии до детской реабилитации.

Philips работает в России 121 год, мы пришли сюда надолго и хотим здесь созидать. Мы производим в России аппараты УЗИ и КТ, а в 2021 году представили первые МРТ. Пока существенная часть компонентов привозится из-за рубежа, но мы планируем углублять уровень локализации.

Одно из ограничений, с которым мы сталкиваемся, – узкий спектр российских производителей комплектующих для высокотехнологичного медицинского оборудования.

Для того чтобы развивать локальное производство современных диагностических приборов, мы очень заинтересованы в становлении рынка отечественных комплектующих для отрасли здравоохранения.

– Ко всем мировым производителям сегодня предъявляются строгие требования по линии ESG. Намерена ли Philips трансформироваться в сфере устойчивого развития?

– Политика сознательного потребления у нас реализуется даже на уровне офиса, например, у нас внедрен раздельный сбор мусора, контейнеры для использованных батареек. В нашем московском офисе мы все делаем для того, чтобы наносить окружающей среде минимальный вред, специальные программы мотивируют сотрудников по всему миру бережно относиться к природе и окружающей среде.

В отношении оборудования у нас есть большое количество программ для потребителей: забираем устаревшее оборудование – гарантированно и ответственно перерабатываем его или используем для запчастей и компонентов. Экологичная утилизация – часть выполнения наших обязательств в области устойчивого развития. Наша программа, в частности, подразумевает, что к 2025 году наша компания будет получать 75% энергии из возобновляемых источников, а доход Philips от применения решений в области экономики замкнутого цикла возрастет с 15% до 25%.

С 2021 года мы вовлекаем в борьбу с загрязнением окружающей среды участников нашей цепи поставок. Мы планируем, что не менее 50% из них возьмут на себя обязательства по сокращению выбросов CO₂. Чтобы стимулировать декарбонизацию цепи поставок, мы предусматриваем бонусы для наших поставщиков.

Существует много технологий для здравоохранения, способных принести пользу экологии. Например, облачные технологии помогают экономить электроэнергию за счет сокращения количества задействованных серверов. Телемедицина расширяет охват медицинской помощи и при этом сокращает количество поездок. Мы помогаем нашим заказчикам выбрать решения, которые не только улучшают уровень медицинской помощи, но и помогают заботиться об окружающей среде. А наши сервисные команды обеспечивают максимально долгий срок службы медтехники. Все наши новые решения мы создаем в соответствии с концепцией EcoDesign, то есть еще на этапе проектирования учитываем требования экологии. Например, наши МРТ Ingenia Ambition позволяют использовать 7 литров жидкого гелия вместо стандартных 1 500. Это тоже является одним из принципов sustainability – концепции «зеленой клиники», клиники будущего, так как гелий является невозобновляемым природным ресурсом.

В России первостепенной задачей является повышение качества оказания медпомощи, и это качество зачастую оказывается неразрывно связано с экологичностью работы медучреждений. Мы видим, что лидеры российской индустрии здравоохранения начинают задумываться на тему ESG, что подтверждают данные исследования Philips «Индекс здоровья будущего 2021»:  в ближайшие три года больше российских лидеров в сфере здравоохранения будут считать своим приоритетом внедрение практик устойчивого развития (рост с 5% до 41%). Мы готовы показывать пример в этой области и делиться международным опытом.

Philips часто называют не просто поставщиком оборудования, а скорее стратегическим партнером и поставщиком решений. В чем для вас смысл такого подхода?

– Мы ко всем нашим заказчикам относимся как к партнерам – не просто продаем оборудование, а подробно изучаем потребности клиента, проводим анализ и потом уже предлагаем решение. Собственно, за это партнеры и ценят работу с Philips. Экономика системы здравоохранения во многом зависит от бесперебойной работы оборудования. В конце 2019 года Департамент здравоохранения города Москвы начал рассматривать долгосрочные контракты на поставку и сервисное покрытие медоборудования – так называемые контракты жизненного цикла. Для мировой практики это не новость, но для России – опыт, безусловно, передовой.

Мы с удовольствием приняли участие в этом проекте, поскольку в реализации контракта жизненного цикла Philips готова гарантировать, что оборудование будет функционировать в течение семи или десяти лет, в зависимости от срока службы, как минимум 362 дня в году.

За оставшиеся дни мы готовы нести финансовые обязательства, потому что уверены в качестве нашего оборудования, в скорости и высоком уровне работы нашей сервисной службы.

Однако мы не только предлагаем инновационные бизнес-модели, но и обладаем внушительным портфелем технологических продуктов для интеграции медтехники. Например, цифровая реанимация – это программно-аппаратный комплекс, который позволяет связать оборудование разных производителей в отделении реанимации и интенсивной терапии. Система собирает информацию со всего оборудования в отделении, структурирует ее и предоставляет специалистам в удобном формате на единой рабочей станции. Только в 2021 году мы реализовали шесть таких проектов, результат которых – снижение издержек, повышение скорости реагирования и возможность снизить нагрузку на врача.

Мы постоянно совершенствуем наш портфель решений, и в 2022 году у нас появятся новые технологии, которые, я более чем уверен, будут востребованы в России.

Exit mobile version