Recipe.Ru

Петербургское УФАС усмотрело нарушения конкуренции при закупках МИС для городских клиник

Петербургское УФАС усмотрело нарушения конкуренции при закупках МИС для городских клиник


Решение антимонопольной службы от 22 июля 2022 года по делу №078/01/11-27/2022 гласит, что в 2019-2020 годах Комитет по здравоохранению и подведомственный ему МИАЦ при закупках на внедрение и модернизацию МИС в клиниках заранее договорились с форматом и объемом работ с пулом конкретных ИТ-компаний. УФАС решило выяснить обстоятельства закупок в конце 2021 года после получения заявлений от УФСБ по Санкт-Петербургу и региональной прокуратуры.


Неконкурентными, по данным УФАС, стали более 170 торгов на построение цифрового контура в городских медучреждениях. Специалисты службы выяснили, что в мае-сентябре 2019 года МИАЦ без участия формальных заказчиков систем – самих медорганизаций – согласовывал с компаниями параметры технических заданий тендеров и формы отчетной документации по госконтрактам. Кроме того, в тендерах появлялись наборы оборудования под определенных поставщиков МИС.


Техзадания, утверждают в УФАС, были составлены так, что потенциальные участники закупок заранее знали распределение типа МИС по конкретным медорганизациям, поэтому на большую часть конкурсов заявились только по одной компании.


Активней всего в согласовании документации, выяснили в управлении, участвовали ООО «Интеллектуальные решения», ЗАО «СП.Арм», ООО «Смарт Дельта Системс», ООО «Виста», ООО «Виста-мед», ООО «Коста», ООО «Облачная медицина», ООО «Решение-Софт», ООО «Решение», ООО «Самсон групп» – операторы медсистем qMS, Ариадна, Самсон, Эконбол 3, Виста-мед, Авиценна и других.


Сами игроки, а также МИАЦ и Комздрав с обвинениями не согласны: сейчас они оспаривают решение УФАС в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Vademecum запросил Комитет по здравоохранению о деталях иска.


Еще до подачи заявления в суд Комитет настаивал, что согласование отчетной документации до конкурсных процедур не нарушает конкуренцию, а медорганзации при закупках руководствовались реальной, а не навязанной потребностью в характеристиках МИС. Доводы МИАЦ похожи: в учреждении заявили, что от идеи «единого шаблона» технического задания было решено отказаться, и никаких типовых решений для подрядчиков представлено не было. Кроме того, представители МИАЦ отрицают, что исполняли функции заказчиков торгов вместо клиник, а «переговоры с потенциальным поставщиком» не нарушают законодательство. В УФАС эти аргументы не приняли, поскольку они, по мнению сотрудников ведомства, противоречат обстоятельствам дела.


К потенциальной административной ответственности за нарушение статьей 16 (Соглашения, ограничивающие конкуренцию) и 17 (Антимонопольные требования к торгам) закона «О защите конкуренции» могут привлечь Комитет по здравоохранению и МИАЦ, а также только по статье 17 – три организации – ООО «Решение Софт», ООО «Виста-Мед» и ООО «Мединфоплюс». Остальные ИТ-компании как «осуществляющие деятельность в области информационных технологий» входят в специальный реестр Минцифры и постановлением Правительства РФ №448 с 2022 года были освобождены от контрольно-надзорной деятельности.


Это не первый случай, когда УФАС обратило внимание на закупки медицинских ИТ-решений в Санкт-Петербурге. В сентябре 2021-го антимонопольный орган по жалобе компании, близкой к «Медикате», отменил результаты конкурса НМИЦ им. В.А. Алмазова на развитие уже созданной ВИМИС «Сердечно-сосудистые заболевания» за 120 млн рублей. Кроме прочих нарушений, выяснилось, что в техническом задании закупки одним из языков/фреймворков разработки приложений был обозначен BarsUp.Js, что является собственной разработкой «БАРС Груп» и не может быть использовано другими потенциальными участниками закупки.


Решение антимонопольной службы от 22 июля 2022 года по делу №078/01/11-27/2022 гласит, что в 2019-2020 годах Комитет по здравоохранению и подведомственный ему МИАЦ при закупках на внедрение и модернизацию МИС в клиниках заранее договорились с форматом и объемом работ с пулом конкретных ИТ-компаний. УФАС решило выяснить обстоятельства закупок в конце 2021 года после получения заявлений от УФСБ по Санкт-Петербургу и региональной прокуратуры.


Неконкурентными, по данным УФАС, стали более 170 торгов на построение цифрового контура в городских медучреждениях. Специалисты службы выяснили, что в мае-сентябре 2019 года МИАЦ без участия формальных заказчиков систем – самих медорганизаций – согласовывал с компаниями параметры технических заданий тендеров и формы отчетной документации по госконтрактам. Кроме того, в тендерах появлялись наборы оборудования под определенных поставщиков МИС.


Техзадания, утверждают в УФАС, были составлены так, что потенциальные участники закупок заранее знали распределение типа МИС по конкретным медорганизациям, поэтому на большую часть конкурсов заявились только по одной компании.


Активней всего в согласовании документации, выяснили в управлении, участвовали ООО «Интеллектуальные решения», ЗАО «СП.Арм», ООО «Смарт Дельта Системс», ООО «Виста», ООО «Виста-мед», ООО «Коста», ООО «Облачная медицина», ООО «Решение-Софт», ООО «Решение», ООО «Самсон групп» – операторы медсистем qMS, Ариадна, Самсон, Эконбол 3, Виста-мед, Авиценна и других.


Сами игроки, а также МИАЦ и Комздрав с обвинениями не согласны: сейчас они оспаривают решение УФАС в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Vademecum запросил Комитет по здравоохранению о деталях иска.


Еще до подачи заявления в суд Комитет настаивал, что согласование отчетной документации до конкурсных процедур не нарушает конкуренцию, а медорганзации при закупках руководствовались реальной, а не навязанной потребностью в характеристиках МИС. Доводы МИАЦ похожи: в учреждении заявили, что от идеи «единого шаблона» технического задания было решено отказаться, и никаких типовых решений для подрядчиков представлено не было. Кроме того, представители МИАЦ отрицают, что исполняли функции заказчиков торгов вместо клиник, а «переговоры с потенциальным поставщиком» не нарушают законодательство. В УФАС эти аргументы не приняли, поскольку они, по мнению сотрудников ведомства, противоречат обстоятельствам дела.


К потенциальной административной ответственности за нарушение статьей 16 (Соглашения, ограничивающие конкуренцию) и 17 (Антимонопольные требования к торгам) закона «О защите конкуренции» могут привлечь Комитет по здравоохранению и МИАЦ, а также только по статье 17 – три организации – ООО «Решение Софт», ООО «Виста-Мед» и ООО «Мединфоплюс». Остальные ИТ-компании как «осуществляющие деятельность в области информационных технологий» входят в специальный реестр Минцифры и постановлением Правительства РФ №448 с 2022 года были освобождены от контрольно-надзорной деятельности.


Это не первый случай, когда УФАС обратило внимание на закупки медицинских ИТ-решений в Санкт-Петербурге. В сентябре 2021-го антимонопольный орган по жалобе компании, близкой к «Медикате», отменил результаты конкурса НМИЦ им. В.А. Алмазова на развитие уже созданной ВИМИС «Сердечно-сосудистые заболевания» за 120 млн рублей. Кроме прочих нарушений, выяснилось, что в техническом задании закупки одним из языков/фреймворков разработки приложений был обозначен BarsUp.Js, что является собственной разработкой «БАРС Груп» и не может быть использовано другими потенциальными участниками закупки.

Exit mobile version