По словам хирурга “сотрудники правоохранительных структур, обещая нашим пациентам вернуть потраченные на расходные материалы для эндоваскулярной операции на артериях нижних конечностей деньги, начали масштабную кампанию многократных поквартирных обходов и обзвонов прооперированных нами пациентов, уговаривая составить соответствующие заявления на врачей. На сегодня на основании такого рода заявлений продолжают под копирку возбуждаться десятки дел”. Как пишет “Открытый Нижний“, медик высказал данное мнение после появления в деле новых потерпевших.
Напомним, главврача Балахнинской ЦРБ Максима Кудыкина и хирурга БСМП Дзержинска Андрея Васягина арестовали 11 сентября по обвинению в мошенничестве с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ). 7 ноября, суд уже перевел под домашний арест Васягина, 8 ноября такое же решение ожидало второго хирурга. Нижегородским врачам грозит шесть лет тюрьмы за вымогательство. Два хирурга, завотделением и его подчиненный, якобы вынуждали пациентов оплачивать необходимые для операций материалы, которые на самом деле должны предоставляться бесплатно. На расследование дела ушло четыре года.
Известно, что на ходатайство более мягкой меры пресечения вышло само следствие. По их мнению, необходимость в содержании врача в СИЗО отпадает – все обыски проведены и свидетели допрошены. Супруга Кудыкина, Светлана Тишкина, подтвердила готовность нести обязательства перед судом и соблюдать правила домашнего ареста. Дома у врача находятся трое детей: 18-летний сын, и 5-летние близнецы.
При этом адвокаты настаивали, что и эта мера для их подопечного слишком жесткая и пытались настаивать на подписке о невыезде. По словам защитников, Кудыкин ни разу не пытался повлиять на показания свидетелей и не предпринимал попыток скрыться за границей. Кроме того, он уникальный врач, и в силу своих профессиональных обязанностей должен быть в больнице и помогать пациентам, а не проводить время в СИЗО:
“Кстати, я сам был его пациентом, и если бы не своевременная помощь Максима Кудыкина, неизвестно, где бы я находился сейчас”, – сообщил адвокат Агеев.
Ранее мы писали, что, по версии следствия, в 2015-2016 годах врачи Кудыкин и Васягин вынуждали пациентов покупать на собственные деньги материалы для операции на сосудах, которые должны были оплачиваться из средств ФОМС и предоставляться бесплатно. Считается, что для своих махинаций медики использовали фирмы-однодневки.
Кудыкин во время своего заключения написал письмо, в котором выразил свою точку зрения на ситуацию.
“Самой главной проблемой, с которой мне пришлось столкнуться в профессии, оказалась коллизия, когда медицина в своем развитии ушла далеко в будущее, а нормативная база отстает от нее на 10-15 лет. Именно отсюда недостаточное или полное отсутствие финансирования государства на операции с применением методик, технологий и расходных материалов, которые уже давно применяются в мировой практике, но напрочь отсутствуют в российских стандартах. К нам практически ежедневно обращались пациенты с атеросклерозом нижних конечностей (I 70.2 по МКБ-10), стоящие на грани их потери. Расходные материалы не покрывались средствами ФОМС, потому что не входили в стандарт по данной патологии (МКБ I 70.2). Пациенты, приходившие к нам, искали спасения своих конечностей, изыскивая любую возможность избежать калечащей их ампутации, которая, согласно стандартам, гарантировалась им государством бесплатно. цитаты…”
Как отмечал в своем письме Кудыкин, то, что материалы для операции оплачивались пациентами, не держалось в секрете. Напротив – медики изо всех сил стремились обратить внимание на ситуацию, чтобы решить проблему.
“В общей сложности мной и моими коллегами было выполнено несколько сотен подобных вмешательств. Об этом было известно и Минздраву, и руководству больницы, которое прямо рассказывало обо всем во всех своих интервью СМИ”, – отмечает хирург.
Опровергал Кудыкин информацию и о фирмах-однодневках, с помощью которых врачи якобы забирали у пациентов деньги.
“Сейчас выясняется, что представитель компании поставщика расходных материалов представлял пациентам счета компаний, которые имеют непонятную экономическую историю. Но откуда я, врач, должен знать, что за компании и счета использовались поставщиком? Я не налоговый агент, и все расходные материалы предоставлялись нам самим пациентом или по договоренности с пациентами курьером непосредственно нам перед операцией”, – отчитывается Кудыкин.
Потерпевшим во всей этой истории выступил один из пациентов Константин Шилкин. Мужчина утверждал, что лишился ноги по вине врачей, которые еще и заставили его за это заплатить. Однако у Кудыкина на этот счет несколько другое мнение: медики сделали все возможное, чтобы помочь больному. Но болезнь прогрессировала.
“Он был изначально оперирован в экстренном порядке в 2015 году по поводу атеротромбоза общей бедренной артерии, острая ишемия была купирована. Спустя год у пациента случилась распространенная окклюзия бедренно-подколенного сегмента той же конечности. Было принято решение провести эндоваскулярную дезоблитерацию и ангиопластику. Пациент оплатил инструмент, и ему была успешно выполнена операция. Но спустя месяц вновь рецидив острой ишемии, распространенная окклюзия, и решение о выполнении гибридной операции-тромбэктомии, ангиопластики и стентирования в области первичной ангиопластики. К сожалению, развился ранний ретромбоз и, в итоге, невозможность повторной реконструкции. Я предлагал пациенту проконсультироваться у другого сосудистого хирурга для того, чтобы иметь второе мнение. Несмотря на проводимое лечение, прогрессирующее заболевание привело Шилкина к ампутации конечности”, – рассказывает обвиняемый.
По словам Кудыкина, в ноябре 2017 года представитель Шилкина обратился к нему и сказал, что если тот не заплатит 3,5 миллиона рулей, будет возбуждено уголовное дело. Что в итоге и произошло.
После этого в соцсетях появились фотографии из личного архива медиков, на которых они позируют с пачками денег в руках. Снимки опубликовал потерпевший. Кудыкин объяснил, что деньги были получены не от обманутых пациентов, а благодаря продаже машины. И к делу не имеют никакого отношения.
“Фотографии находились на компьютере, изъятом следствием. Только, как и зачем следователь передал эти фотографии Шилкину, вызывало поначалу недоумение. Теперь же я отчетливо понимаю – для формирования общественного мнения”, – считает Кудыкин.