Фармацевтические компании, производители оригинальных лекарств, все менее уверенно чувствуют себя на европейских рынках. Не стала исключением и Германия, наиболее дорогой и качественный фармацевтический рынок в Европе, где дорогие патентованные лекарства вытесняются их дешевыми аналогами — дженериками.
Германия сегодня является крупнейшим в Европе рынком лекарственных препаратов — его объем оценивается экспертами германского Федерального департамента статистики в 23.2 млрд. евро, а количество занятых в фармацевтической отрасли достигает 115 тыс. человек.
До недавних времен германский рынок фармпрепаратов считался и наиболее качественным в Европе. Государство компенсировало значительную часть стоимости лекарств, что позволяло потребителям покупать дорогие патентованные препараты без ущерба для кошелька.
Такая ситуация, кроме всего прочего, была выгодна производителям этих препаратов — компаниям Pfizer, GlaxoSmithKline, Bayer, Schering и Altana.
Однако в последние годы в Германии растет спрос на недорогие лекарства. Доля дженериков, дешевых аналогов оригинальных лекарств, на немецком рынке фармацевтических препаратов увеличится в следующем году до 23%, при том что цены на них снизятся еще в среднем на 10%. Такие оценки приводит в своем докладе Merrill Lynch.
Причиной роста популярности недорогих лекарств является смена приоритетов в социальной политике германского кабинета. За десять лет начиная с 1992 года расходы правительства на медицинские социальные программы увеличились на 38% — со 163 до 226 млрд. евро. Эти деньги шли в основном на дотации за лекарства пациентам государственных медицинских фондов — государство сегодня доплачивает за них в среднем 14.3% стоимости выписываемых по рецептам препаратов.
Но уже в следующем году государственные расходы по этой статье сокращаются на 10 млрд. евро. Чтобы не допустить снижения качества медицинских услуг, правительство призывает фармацевтические компании снизить стоимость лекарств, выписываемых по рецептам государственных медицинских фондов.
По новому закону скидка, которую должны будут предоставить производители лекарств государственным медицинским учреждениям, составит 16% стоимости препарата. И, по единодушному мнению участников рынка, эта законодательная новация правительства ударит прежде всего по производителям дорогих патентованных препаратов. Ведь по рецептам распространяется более 80% продаваемых ими в Германии лекарств.
В новых условиях доходы немецких фармацевтов, по оценкам Федерального департамента статистики, снизятся на 4 млрд. евро. Компания Pfizer, чьи продажи в Германии в 2003 году достигли 1.9 млрд. евро, планирует в следующем году снижение объема продаж на 140 млн. евро.
Генеральный директор компании Bayer Вернер Веннинг считает, что будущий год с ростом конкуренции со стороны производителей дешевых лекарств будет очень трудным для его компании, а доходы компании снизятся на 6%.
Действительно, новые правила на руку только производителям дженериков — при новых ставках их продукция приближается по стоимости к патентованным препаратам. Новые изменения в системе государственных дотаций могут дать дополнительный импульс бизнесу таких известных в Германии производителей дженериков, как Stada, Hexal и Ratiopharm.
С момента, когда государство стало понижать размеры дотаций на популярные лекарства, недорогие дженерики стали пользоваться все большей популярностью у немецких потребителей. Ведь платить за них все больше приходится из собственного кошелька.