Об этом сообщила «Независимая газета».
В чрезвычайной ситуации страховые компании оказались вне финансовых рисков. В условиях эпидемии COVID-19 фактически единственной стороной, которая реально несет финансовые риски в системе ОМС, являются медицинские организации. Такое положение дел прямо противоречит принципам страхования.
В соответствии с действующим законодательством страховщиком в системе ОМС вопреки логике выступают не страховые медицинские организации, а Федеральный фонд ОМС. В докладе перечислен ряд недостатков, критичных, по мнению экспертов, для работы системы ОМС и требующих проработки с участием специалистов после того, как волна эпидемии пойдет на спад. Среди недостатков, в частности, жесткая система оплаты в системе ОМС, не предполагающая финансового обеспечения стационаров клиник, находящихся в режиме готовности, но не оказывающих непосредственно медицинскую помощь, а также при резком снижении объемов плановой помощи. Последнее связано с ростом расходов на оказание отложенной медицинской помощи, в том числе из-за обострения хронических заболеваний, объем которых еще предстоит оценить.
По предварительным оценкам, приостановка диспансеризации и профосмотров может привести к недополучению медорганизациями, работающими в системе ОМС, примерно 50 млрд руб.
«Чрезвычайная ситуация проиллюстрировала глобальные недостатки системы ОМС: отсутствие четких механизмов компенсации медорганизациям потерь от снижения плановых объемов медицинской помощи, ответственности Федерального фонда ОМС по обязательствам территориальных фондов ОМС, вызванных объективными причинами, дефицит гарантий софинансирования со стороны федерального бюджета», – считают авторы доклада.
Решение проблемы они видят в возврате страховым медицинским организациям функций страховщика при условии создания механизма финансовой ответственности этих организаций, совершенствовании способов оплаты медицинской помощи и компенсации выпадающих доходов и дополнительных расходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) на период простоев из-за перепрофилирования и нахождения в режиме ожидания.
В ЦНИИОИЗ считают принимаемые меры по поддержке ЛПУ адекватными и работающими в значительной мере в большинстве регионов на опережение при текущем уровне распространения коронавирусной инфекции. Но при более негативном сценарии развития эпидемии системе здравоохранения потребуются дополнительные ресурсы. При этом поступление страховых взносов в фонд ОМС будет снижаться.
Пока государство отвечает по обязательствам системы ОМС только в пределах бюджета ФОМС, который в кризисных ситуациях испытывает дефицит средств. Авторы доклада предлагают законодательно закрепить положение о покрытии дефицита бюджета фонда за счет средств федерального бюджета, а также предусмотреть прямую финансовую поддержку территориальных фондов ОМС за счет средств региональных бюджетов.
Среди других предложений ЦНИИОИЗ – подготовка нормативных правовых актов о сроках и порядке возврата коек, перепрофилированных в инфекционные, в прежний профиль и компенсациях медицинским организациям на эту работу. Актуален также вопрос о судьбе ресурсов, не использованных непосредственно для борьбы с коронавирусом. Необходимо, чтобы в нормативных правовых актах заблаговременно были закреплены положения, касающиеся особенностей применения норм в особых ситуациях, аналогичных нынешней.
О необходимости реформирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) заявила недавно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Система эта оказалась неэффективной в ситуации с коронавирусом. «Я не считаю, что у нас есть страховая медицина», – отметила Матвиенко в эфире телеканала «Россия 24», уточнив, что это ее точка зрения. Российская система ОМС была и остается очень формальной. По словам Матвиенко, страховые компании в России – это промежуточное звено, которое перекачивает деньги фонда ОМС в больницы.