Приобрести определенные лекарства скоро будет возможно в обычном магазине. Подобный опыт уже есть в США и некоторых странах Европы. Минздрав планирует приобщить к этому и российских потребителей.
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) в целом поддерживает данную инициативу, однако есть несколько нюансов, сообщает пресс-служба общественной организации. «Мы поддерживаем продажу только тех лекарств, которые не требуют консультации фармацевта, — комментирует глава ОЗПП Михаил Аншаков. – Ассортимент должен быть ограничен, запретить к продаже надо не только лекарства по рецепту, но и те, что без грамотной консультации специалистов приобретать не стоит. Обязательно должно быть выполнено требование: сотрудники магазина должны обладать минимальной профильной подготовкой».
Продавать безрецептурные лекарства за пределами аптек еще в 2009 году предложил Минпромторг. Однако против идеи выступил Минздравсоцразвития, предложение было отозвано. Прибыль аптек на 70% зависит от продаж безрецептурных препаратов, и за счет этого покрываются затраты на выполнение социальных функций (выдача бесплатных и льготных лекарств), заметили тогда в министерстве.
16 октября 2012 г. на заседании Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под председательством Первого зам. Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова рассматривался вопрос о повышении конкурентности на рынке ЛС. Результатом рассмотрения явилось поручение Минздраву совместно с Минпромторгом России, рассмотреть возможности реализации отдельных ЛС в торговых сетях.
В настоящий момент Минпромторг подготовил и направил на согласование в Минздрав перечень препаратов, которые могут продаваться в торговых сетях. В него попали 34 группы безрецептурных лекарств, в частности средства от алкоголизма и курения, геморроя, насморка, кашля, головной боли, жаропонижающие, антисептические, слабительные и гормональные препараты, средства для снижения веса и гематогены. Конкретных наименований лекарств в списке нет.
Минпромторг предлагает продавать их в стационарных магазинах, без выделения отдельных торговых зон. При этом упор делается на то, что в торговом зале должен присутствовать специалист-консультант, имеющий фармацевтическое или медицинское образование.