Следственный комитет (СК) предъявил фигурантам дела о продаже детей от суррогатных матерей – сотрудникам «Росюрконсалтинга» и гендиректору Константину Свитневу – обвинения в еще шести эпизодах продажи младенцев. Таким образом, в деле теперь насчитывается 17 эпизодов, три из которых – покушение на преступление. Решением Московского городского суда от 12 октября эмбриолог Тарас Ашитков, репродуктолог Юлиана Иванова, акушер-гинеколог Лилия Панаиоти и директор Европейского центра суррогатного материнства Владислав Мельников продолжают нахождение в СИЗО. Константин Свитнев арестован заочно, так как находится не в России.
По данным адвоката Игоря Трунова, всего в деле фигурирует 24 ребенка, один из которых скончался. Трунов отметил, что все дополнительные эпизоды связаны с биологическими родителями из Филиппин.
«В рамках расследования фигурантам была вменена продажа еще 10 детей, из которых восемь вывезли на Филиппины, а еще двое в настоящее время находятся в детдоме «Центральный» и признаны потерпевшими», – рассказал адвокат.
О возбуждении уголовного дела о «торговле детьми» от суррогатных матерей стало известно в июле 2020 года. Дело возбудили по факту нахождения в квартире в Московской области четырех младенцев, которые под присмотром нянь дожидались встречи с генетическими родителями. Один из младенцев скончался, а остальных решением следователей изъяли и поместили в Видновский специализированный детский дом для детей с органическими поражениями психики.
Помимо врачей, сотрудников «Росюрконсалтинга» и гендиректора компании Константина Свитнева, фигурантками являются еще две суррогатные матери, одна из которых на домашнем аресте, вторая арестована заочно, так как находятся не в России. Кроме того, Басманный районный суд Москвы арестовал еще одну суррогатную мать, сообщил Игорь Трунов 20 октября.
Ранее фигурантов обвиняли в 11 эпизодах купли-продажи новорожденных детей с перемещением их через государственную границу России, при помощи поддельных документов и в составе организованной группы (ч. 3 ст. 127.1 УК РФ), а также в покушении на это преступление (ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 127.1 УК РФ). Санкция статьи 127.1 УК РФ предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы.
По версии следствия, для экстракорпорального оплодотворения применялись донорские ооциты и сперма «неустановленного лица». При этом как Свитнев, так и родители детей настаивали на проведении генетической экспертизы, которая установила бы родство между детьми, родившимися от суррогатных матерей, и заказчиками. Однако данных о том, была ли такая экспертиза проведена следствием, СК РФ не предоставил.
С июля 2020 года в СИЗО находятся Ашитков, Иванова, Панаиоти и Мельников. В июле 2021 года Мосгорсуд перевел их под домашний арест, однако спустя три недели отменил это решение и вернул обвиняемых под стражу. Решением суда от 12 октября 2021 года мера пресечения была продлена до 14 января 2022 года. Кроме того, был продлен срок нахождения в СИЗО еще двух фигурантов дела о «торговле детьми» – сотрудников «Росюрконсалтинга» Валентины Чернышовой и Романа Емашева. Они также содержатся под стражей с июля 2020 года.